Глава 5. Игра по выходу и стратегия (3)

Глава 5. Игра по выходу и стратегия (3)

Раздел 5.05 Удары с подбоем и удары для предотвращения столкновений

При попытке последовательно забить все шары и победить в игре бывают моменты, когда вам необходимо подбить шары, образующие кластер, которые не могут быть легко забиты. Это называется подбоем. В других случаях в хотите избежать столкновение битка с шарами, находящимися в благоприятных позициях. Это называется предотвращение столкновений. Методы для контроля пути битка, представленные в Разделе 4.07, незаменимы в этих ситуациях.

На Рисунке 5.21 показан макет стола, который представляет идеальную возможность для подбоя. Неопытный игрок может подумать: "Шар "2" - подстава, да и биток находится так близко. Я определённо должен забить этот шар первым." Опытный же игрок думает: "Я хочу выиграть игру, забив все четыре оставшихся сплошных шара, а затем "восьмёрку". Для того, чтобы сделать этом, мне необходимо подбить шары "3" и "4". Ни один из этих шаров в данной позиции нельзя легко забить. Кроме того, шар "2" может служить хорошей страховкой в случае, если мне понадобится лёгкий удар, помогая избежать в дальнейшем проблем и помогая выйти на следующий удар. Поэтому я оставлю "двойку" на месте, буду играть "однёрку" с подбоем "3" и "4"". Для ударов, подобных этому, "двойка" называется страховочный шар, потому что он довольно легко забивается практически из любого места стола в случае, если вы потеряли контроль над битком в предыдущем ударе.

Рисунок 5.21 Пример благоприятной возможности сделать подбой

На Рисунке 5.22 показано как Правило 90° используется для планирования подбоя. Оттяжка и скорость удара чуть выше средней используются для того, чтобы биток не имел вращения в момент контакта с шаром "1". Если биток попадает в прицельный шар без винта в вертикально плоскости (то есть, клапштос), то угол между путями битка и прицельного шара составляет 90° (смотри Раздел 3.03). В этом примере биток отклонится от шара "1" и достаточно прямо попадёт в шар "3", в результате чего шары "3" и "4" разъединятся и отразятся от борта. Возможный итог данного удара представлен на Рисунке 5.23. Шары "3" и "4" более не связаны. Что ещё более важно, оставшиеся шары можно с лёгкостью забить в лузы, в результате чего победить в матче. Как показано на Рисунке 5.24, сначала забивается "тройка", потом "двойка". После сыгрывания "двойки" биток выходит на хорошую позицию для прямого удара по "четвёрке", в результате чего имеем простой удар по "восьмёрке".

Рисунок 5.22 Использование Правила 90° для подбоя проблемных шаров

Рисунок 5.23 Возможная позиция на столе после выполнения подбоя

Рисунок 5.24 Собирание оставшихся шаров после подбоя

При выполнении подбоя целью является преднамеренно направить биток в подбиваемые шары. При предотвращении столкновения цель - преднамеренно избежать контакта битка с определёнными шарами. При игре в "Восьмёрку" может возникнуть ситуация, когда вы захотите избежать контакта битка с своими собственными шарами (сплошными или полосатыми), если они уже находятся в хороших позициях (например они близко к лузе или они блокируют удары соперника). Также шары, контакта с которыми необходимо избегать, могут быть шарами вашего соперника, если они стоят в плохой позиции для соперника (например, образуют кластер). Кроме того, иногда вы просто хотите избежать столкновения битка с другими шарами, чтобы биток оказался в хорошей позиции для следующего удара. На Рисунок 5.25 показан макет стола, где мы забиваем сплошные шары и необходимо предотвратить столкновение. Два полосатых шара образуют кластер, и вам бы хотелось оставить их в таком положении, так как если ваша серия прервётся, то ваш соперник столкнётся с трудными ударами. Кроме того, вам необходимо избегать столкновения с полосатыми шарами, чтобы не потерять контроль над битком.

Рисунок 5.25 Пример позиции, требующей предотвращать столкновения с полосатыми шарами

На Рисунке 5.26 показано, как Правило 30° (смотри Раздел 3.04) может быть использовано для планирования пути битка, предполагая, что сначала мы забиваем шар "1". Отметим, что согласно Правилу 90°, биток после соударения с прицельным шаром пойдёт прямиком на кластер полосатых шаров. Но вспомним, что Правило 90° применимо только для клапштоса. В нашем случае биток будет иметь естественный накат в момент касания шара "1". После касания шара "1", путь битка отклонится от линии прицеливания примерно на 30°, в результате чего после отражения от борта мы имеем хороший выход на шар "2". На Рисунке 5.26 показано, как можно легко сыграть оставшиеся шары и одержать победу.

Рисунок 5.26 Использование Правила 30° для предотвращения столкновения с полосатыми шарами

Рисунок 5.27 Серия сыгранных шаров после предотвращения столкновения с полосатыми шарами


Раздел 5.06 Отыгрыши и оборонительная игра

Этот раздел представляет, вероятно, наиболее важные в этой книге темы, касающиеся продвинутой игры в пул: отыгрыши и оборонительная игра. Отыгрыш - это разрешённый удар, где вы сознательно не забиваете прицельный шар в лузу с целью поставить биток в трудную позицию для соперника. Мы надеемся, что после отыгрыша ваш соперник не будет иметь возможность выполнить удар без нарушения правил (то есть, попасть по одному из разрешённых шаров), в результате чего мы будем иметь удар с руки (смотри Раздел 1.03). Когда хороший игрок имеет возможность играть с руки, то, зачастую, он делает победную серию. Оборонительная игра - это техника используемая вами, когда вы не уверены в забитии, какого-то отдельного удара. Цель оборонительного удара - оставить биток в позиции, неблагоприятной для вашего соперника в случае вашего промаха и благоприятной для вас в случае, если вы забьёте шар. Благоприятность для вас - означает, что вы можете забить ещё один шар или имеете возможность сделать хороший отыгрыш. Неблагоприятность для соперника означает, что он не имеет простого удара или отыгрыша, и, будем надеяться, его удар приведёт к игре с руки для вас.

Часто самым большим препятствием для начинающих и средних игроков в исполнении отыгрышей и оборонительных ударов является трудность смириться с идеей исполнения НЕ атакующего удара. Иногда лучше технически грамотно "промазать", а не пытаться исполнить рискованный и трудный удар. Некоторые люди считают отыгрыши и оборонительную игру проявлением слабости. Это нелепо (смотри Принцип 5.13)! Отыгрыши и оборонительная игра являются очень важными аспектами игры в пул. Эти типы ударов требуют глубокой стратегии и хороших навыков, и хорошая игра по отыгрышу очень часто является тем, что отличает великого игрока от хорошего. Если вы взялись играть с неопытным противником (например, в баре), который не знает что такое отыгрыши и оборонительная игра, попытайтесь замаскировать свои отыгрыши под промахи, добавляя тяжёлый вздох или ругательство, негодуя по поводу "промаха" :). Если он недостаточно умён, чтобы понять важность оборонительных ударов и ударов по отыгрышу, то он также, вероятно, и не догадается, что вы водите его за нос.

Принцип 5.13 Удары по отыгрышу и оборонительные удары - это ХОРОШО

Если у вас нет полной уверенности в успешности удара, выполните оборонительный удар или удар по отыгрышу.

  • Исполнение оборонительных ударов и отыгрышей требует мастерства и не является чем-то постыдным.
  • Удар по отыгрышу намного лучше, чем удар отчаяния (так как повышает ваши шансы на победу)

Один из основных принципов, касающихся оборонительной игры применительно к "Восьмёрке", приведён в Принципе 5.14. Если у вас нет полной уверенности в забитии шара, попробуйте ударить достаточно тихо так, чтобы даже в случае промаха шар остался стоять в лузе и блокировал её для соперника. Кроме того, как было показано в Разделе 3.06, у вас больше шансов на забитие большинства шаров, если вы используете мягкий удар, так как в этом случае эффективный размер лузы больше. На Рисунке 5.28 показан пример, где использование тихого оборонительного удара является целесообразным. Полосатый шар блокирует подход к "двойке", так что лучшим ударом является резка шара "1" в нижнюю угловую лузу. Однако, при большом угле резки допустимый предел погрешности достаточно мал (смотри Принцип 3.17). Таким образом, как показано на Рисунке 5.29, вы должны при ударе по шару "1" использовать наименьшую силу удара, достаточную для забития шара. И даже если вы промахнётесь, угловая луза будет блокирована. Оттяжка здесь используется, чтобы избежать случайного столкновения с полосатым шаром и хорошо выйти на "двойку". Если вы забили шар "1", то имеет хорошую позицию для забития "2" и имеете выход на "восьмёрку" для победы в игре. Если шар "1" не забит, то угловая луза блокирована и ваш соперник столкнётся с трудностями. Это прекрасный удар, так как если у вас всё получается, то вы выигрываете игру, в противном случае ваш соперник попадает в непростую ситуацию. Как раз это и есть оборонительная игра. Данный тип ударов называется "двойственным", потому что вы имеет два благоприятных исхода удара. Вы всегда должны искать возможность выполнить двойственный удар, так как это по сути беспроигрышная ситуация (смотри подробнее далее в этом разделе).

Принцип 5.14 Блокированная с помощью тихого оборонительного промаха луза

При игре в "Восьмёрку" выполняйте удар максимально тихо так, чтобы в случае промаха прицельный шар остался недалеко от лузы или даже заблокировал её.

  • Иногда блокированная луза является более опасной ситуацией для вашего соперника, чем успешно забитый вами шар (смотри Рисунок 5.29).
  • Если у вас не получается легко заблокировать лузу в случае промаха, то по крайне мере стремитесь к тому, чтобы окончательная позиция битка была сложна для соперника.

Рисунок 5.28 Пример удара, где в случае промаха луза будет заблокирована

Рисунок 5.29 Удар с промахом, приведший к блокированию лузы

Отыгрыши используются чаще всего, когда вы сталкиваетесь со сложными (или невозможными) ударами. Отыгрыши также можно использовать, когда у вас есть играемый шар, но есть возможность оставить соперника в крайне сложном положении. В любом случае, целью выполнения отыгрыша является удар с руки в случае, если ваш соперник (после вашего отыгрыша) не сможет выполнить удар без нарушения правил (то есть, попасть в разрешённый прицельный шар без фола). Хороший игрок при ударе с руки, как правило, выигрывает игру, конечно если расположение шаров на столе не является крайне плохим (например, присутствуют несколько кластеров). Как говорится в Принципе 5.15, лучший наступательный удар, который вы можете сделать в некоторых случаях, - это оборонительный удар по отыгрышу.

Принцип 5.15 Лучшее нападение - это хорошая защита

Хорошо исполненный отыгрыш может привести к игре с руки. Таким образом, этот казалось бы оборонительный удар может привести к прекрасной возможности атаки.

  • Хорошо спланированный отыгрыш, как правило, является более предпочтителен, чем рискованная попытка выполнить сложный удар.
  • Хороший игрок очень часто может сыграть серию и выиграть матч, после предоставленной ему возможности играть с руки.

На Рисунке 5.30 показана идеальная возможность для отыгрыша при игре в "Девятку". Вы могли бы попытаться сыграть шаром "1" в шар "2" и забить "двойку" в среднюю лузу, что довольно заманчиво, так как шары находятся близко друг к другу и близко к лузе. Тем не менее, комбинационные удары зачастую гораздо труднее, чем кажутся (смотри Раздел 7.01). Других реальных вариантов удара по шару "1" без существенно риска - тоже нет. Удар по отыгрышу, показанный на Рисунке 5.31, называется позиционный отыгрыш и является лучше альтернативой. Такой удар довольно легко выполнить, и что более важно, он очень эффективен. В этом примере вы не пытаетесь забить шар. Вместо этого, вы отправляете шар "1" в верхнюю часть стола (на рисунке слева) и пытаетесь, чтобы от максимально "лёг" на передний борт. В то же время, нижний винт используется, чтобы отправить биток в нижнюю часть стола так, чтобы он оказался как можно ближе к заднему борту. На Рисунке 5.32 показано идеальное расположение шаров после удара. Шар "1", стоящий близко к борту, ограничивает варианты удара для вашего соперника, а биток, стоящий близко к борту, заставляет соперника играть поднятым кием и ударять выше центра шара, что снижает точность удара. Между битком и шаром "1" также присутствуют шары-препятствия: "5", "6" и "9", делая удар по шару "1" ещё более трудным. Скорее всего, ваш соперник даже не сможет попасть в шар "1". Это даст вам игру с руки, что предоставит вам хорошие возможности сыграть серию шаров и, вероятно, одержать победу.

Рисунок 5.30 Возможность для позиционного отыгрыша

Рисунок 5.31 Исполнение позиционного отыгрыша

Рисунок 5.32 Конечный результат исполнения позиционного отыгрыша

На Рисунке 5.33 показан пример расстановки шаров при игре в "Восьмёрку", дающий прекрасную возможность для отыгрыша. Вы забиваете сплошные шары. Единственный доступный удар (не считая дуплетов) - это удар по "пятёрке", стоящей на борту, в правую угловую лузу, но это очень трудный удар. Вы можете также попытаться сыграть комбинационный удар, ударив шаром "1" по "тройке", или сыграть абриколь по шару "4", но эти удары также сложны. Вместо этого, вы имеет прекрасную возможность сделать отыгрыш со снукером, так как шары "1" и "2" находятся близко друг к другу и недалеко от битка. Рисунок 5.34 и NV 5.8 показывают, как выполнить такой удар. Удар по шару "1" совершаем почти прямо, с небольшой оттяжкой. В результате биток почти сразу останавливается, смещаясь немного в сторону шара "2". На Рисунке 5.35 показано финальное расположение шаров. В идеале, биток касается шара "2". Ситуация, когда все прямые пути к своим шарам блокированы, называется "снукер". При расположении шаров, показанном на рисунке, сопернику очень трудно при ударе попасть в свой полосатый шар. Это может привести к игре с руки, что даст вам хорошую возможность забить оставшиеся сплошные шары и выиграть игру.

Рисунок 5.33 Возможность для отыгрыша со снукером

Рисунок 5.34 Исполнение отыгрыша со снукером

Рисунок 5.35 Конечный результат исполнения отыгрыша со снукером



NV 5.8 Отыгрыш со снукером

Иногда, когда вы сталкиваетесь с трудным ударом, вы можете играть двойственный удар. Это удар, когда вы пытаетесь забить шар, играя по отыгрышу в случае промаха. Стратегия, связанная с блокированием лузы с помощью оборонительного удара, описана в Принципе 5.14, но здесь вы добавляете себе ещё одну цель (кроме попытки забить шар) - это оставить биток в очень трудной позиции для вашего соперника. Будем надеяться, что если вы промахнётесь и не забьёте шар, наша стратегия приведёт к удару с руки на следующем ударе. На Рисунке 5.36 показан пример возможности для двойственного удара при игре в "Девятку". В данной позиции нет лёгкого удара для сыгрывания. Единственный разумный вариант - попытаться сыграть комбинационный удар: "однёркой" забить "четвёрку" в нижнюю среднюю лузу или сыграть дуплетом шар "1" в верхнюю левую угловую лузу. Однако, эти удары трудны, а значит вы хотели бы иметь оборонительный (или наступательно-оборонительный) вариант. Рисунок 5.37 иллюстрирует хороший вариант: попытка забить шар "1" дуплетом, оставляя биток в хорошей позиции для вас и плохой - для соперника. После выполнения такого удара, как показано на Рисунке 5.38, в случае забития шара "1", вы будете иметь лёгкий удар по шару "2" и возможность выиграть игру, забив серию шаров. Если же шар "1" не забит, то соперник сталкивается с чрезвычайно сложным ударом по "единице", который, вероятно, приведёт к игре с руки (если конечно соперник ни владеет в совершенстве искусством перескоков, описанных в Разделе 7.10). Выполняя удар с руки, вы можете улыбнуться (или даже по-дружески усмехнуться) и сказать: "Очень плохо, что я не забил тот шар".

Рисунок 5.36 Возможность для двойственного удара

Рисунок 5.37 Исполнение двойственного удара

Рисунок 5.38 Конечный результат исполнения двойственного удара

В "Восьмёрке" существует специальный удар по отыгрышу (in-and-safe), который объявляется заранее (смотри правила "Восьмёрки" в Разделе 1.03). Если перед выполнением удара вы заявляете о своём намерении отыграться (выполнить in-and-safe), то вы исполняете удар в рамках правил, и право удара переходит вашему сопернику. На Рисунке 5.39 показана возможность выполнить in-and-safe. При показанном расположении шаров у вас нет абсолютной уверенности в сыгрывания серии. К счастью, выполняя in-and-safe лёгким ударом, показанным на Рисунке 5.40, вы создаёте себе хорошую возможность выиграть игру. Как показано на Рисунке 5.41, положение битка ставит вашего соперник в затруднительную ситуацию, так как вряд ли он сможет попасть по полосатому шару без нарушения правил. Это приведёт к игре с руки для вас. При игре с руки достаточно легко собрать три оставшиеся сплошных шара и забить "восьмёрку" для победы. На Рисунке 5.42 показан пример того, как сыграть серию и выиграть матч.

Рисунок 5.39 Возможность для in-and-safe

Рисунок 5.40 Исполнение in-and-safe

Рисунок 5.41 Конечный результат исполнения in-and-safe

Рисунок 5.42 Сыгранная серия после исполнения in-and-safe

Как только вы освоитесь с идеями отыгрышей и оборонительной игры, следующим шагом будет помнить об возможностях игры по отыгрышу всегда, когда вы играете. Многие игроки имеют ограниченный кругозор, что не позволяет им видеть возможности оборонительной игры и игры по отыгрышу. Всё, что они хотят, - это забить шар, независимо от того, насколько сложен и рискован удар. В Принципе 5.16 говорится о необходимости всегда искать возможность для отыгрыша.

Принцип 5.16 Всегда ищите отыгрыши

Всегда активно ищите возможность выполнить отыгрыш.

  • В этом разделе перечислены типы отыгрышей, которые следует искать (позиционные отыгрыши, отыгрыши со снукером, двойственные удары, in-and-safe)

Нет ничего лучше, чем хорошо исполненный отыгрыш. Неопытные "ещё зелёные" игроки могут не согласиться, но как только они станут жертвами отыгрышей, они научатся ценить мастерство и смело вступят в ряды победителей. Игра с руки является чрезвычайно ценной наградой для хорошего игрока и, как правило, приводит к победе. Когда предоставляется возможность играть с руки, тщательно выбирайте ваш первый удар, так как это единственный случай, когда вы можете гарантировать хороший выход, ставя биток как вам удобно. В Принципе 5.17 говорится о возможностях поиска удара при игре с руки. Не забивайте очевидный шар. Мыслите на несколько ударов вперёд и ищите шары, забитие которых критично для победы в игре.

Принцип 5.17 Подумайте как вы можете использовать удар с руки

При игре с руки ищите перечисленные ниже возможности, включая удары, которые имеют решающее значении для победы в игре:

  • При игре в "Восьмёрку" найдите прицельный шар, на который сложнее всего выйти и рассмотрите возможность сыграть этот шар первым.
  • Если шары образуют кластер, рассмотрите возможность сделать подбой (смотри Раздел 5.05).
  • Если шары на столе расположены плохо (например, несколько кластеров и плохо-расположенных шаров), рассмотрите возможность забития шара с выходом для последующего отыгрыша. Используйте один из типов отыгрышей, представленных в этом разделе.
  • Если на столе нет проблемных шаров, то сыграйте серию шаров, используя игру по выходу (смотри Раздел 5.02).

Поскольку отыгрыши настолько хороши, то существует опасность, что ваш соперник выполнит против вас хороший отыгрыш. Если это произойдёт, и вы не будете иметь возможность попасть в нужный шар без нарушения правил, то вы должны признать, что ваш соперник получит игру с руки. Что же можно сделать в такой ситуации? На Рисунке 5.43 показан пример подобной дилеммы. У вас нет реального шанса попасть по "тройке". И в этой ситуации лучше всего предложить вашему сопернику разыграть трудную ситуацию. На Рисунке 5.44 показано возможное решение задачи. Так как вы ударили по "семёрке" вместо "тройки", то ваш соперник получает возможность играть с руки. Но с другой стороны у вас и так не имелось никакой возможности предотвратить игру с руки соперника. Тем не менее, путём подката "семёрки" к "тройке", вы лишили соперника лёгкого удара по "тройке". На Рисунке 5.45 показано финальное расположение шаров. Если же вместо этого вы всё же попытаетесь попасть в шар "3", играя от дикого числа бортов, то ваш соперник всё равно получит удар с руки и будет иметь хороший шанс выиграть игру. Итак, поскольку вы намеренно (и подло) изменили расположение шаров, то ваш оппонент вынужден искать другой отыгрыш. Это лучшая альтернатива, чем проигрыш.

Рисунок 5.43 Пример расположения шаров после хорошего отыгрыша

Рисунок 5.44 Возможный ответ на хороший отыгрыш

Рисунок 5.45 Конечное расположение шаров после ответа на хороший отыгрыш

Я хочу закончить эту главу возможно самым важным советом во всей этой книге: Учитесь на своих ошибках! (смотри Принцип 5.18) Лучшие игроки в большинстве видах спорта кропотливо разбирают каждый промах, каждую допущенную ошибку чтобы учиться на собственных ошибках. Целью этого является то, чтобы не повторить подобные ошибки в будущем. Тайгер Вудс, легенда гольфа, является отличным примером этого. Когда вы в следующий раз увидите его по ТВ, обратите внимание как сосредоточен он после промаха. Я думаю, его энергичность и его желание самосовершенствоваться - одни из его лучших навыков.

Принцип 5.18 Учитесь на своих ошибках

Используйте каждую ошибку, как обучающий опыт, чтобы улучшить свою игру. Сразу же после промаха, попытайтесь выяснить, что стало его причиной, чтобы в будущем предотвратить его повторение.

  • Возможные объяснения промаха:
    • плохой замах и сопровождение битка кием
    • недостаточный угол резки для учёта броска, вызванного резкой
    • неправильный учёт отклонения битка, дуговой траектории битка или броска, вызванных использованием боковых винтов
    • плохой выбор удара, связанный с низким уровнем вашего мастерства



Далее

Chapter 5. Position Play and Strategy (3)

Section 5.05 Break-up and avoidance shots

When attempting to "run the table" (i.e., make the entire sequence of balls necessary to win the game), there will be times when you need to breake up balls that are tied up and cannot be made easily. These are called break-up shots. At other times, you will want to avoid hitting balls that are in favorable locations (e.g., balls set up for easy shots, or balls blocking shots for your opponent). These are called avoidance shots. The methods for cue ball path control presented in Section 4.07 are invaluable in these situations.

Figure 5.21 shows a table layout that presents an ideal opportunity for a break-up shot. An inexperienced player might think, "The 2-ball is a "duck" in the pocket, and the cue ball is so close, I should definitely pocket that ball first". An experienced player would instead think, "I want to win the game by pocketing the four remaining solids and then the 8-ball. To do this, I need to break up the 3-ball and 4-ball. Neither ball can be pocketed easily, if at all, in their current positions. Also, the 2-ball is a good insurance policy in case I need an easy shot to get me out of trouble later, helping me achieve position for another shot. Therefore, I will leave the 2-ball there, pocket the 1-ball first, and break up the 3-ball and 4-ball in the process". In a shot like this, the 2-ball is called an insurance ball because it can be pocketed fairly easily from almost any spot on the table, in case you lose control of the cue ball on a previous shot.

Figure 5.21 Example break-up opportunity

Figure 5.22 illustrates how the 90° rule is used to plan the break up shot. Bottom English and medium to fast speed are used to ensure that the cue ball has no spin when it contacts the 1-ball. When the cue ball hits an object ball with no vertical-plane spin (i.e., a stun shot), the cue ball and object-ball paths separate at 90° (see Section 3.03). In this example, the cue ball will deflect off the 1-ball and hit the 3-ball fairly squarely, causing the 3-ball and 4 ball to separate and rebound off the rail. A possible end result of the shot is shown in Figure 5.23. The 3-ball and 4-ball are no longer tied up. More importantly, the remaining balls can now be pocketed with ease, resulting in a victory. As illustrated in Figure 5.24, the 3-ball is made first, then the 2-ball. After pocketing the 2-ball, the cue ball can be left in good position for a straight-in shot on the 4-ball, resulting in an easy shot on the 8-ball.

Figure 5.22 Using 90° rule to breake up problem balls

Figure 5.23 Possible table layout after a break-up shot

Figure 5.24 Running the table after a break-up shot

With a break-up shot, the goal is to purposely drive the cue ball into object balls. With avoidance shots, the goal is to purposely avoid hitting certain balls. In the game of 8-ball, the balls you want to avoid could be your own (stripes or solids), if they already happen to be in good places (e.g., close to a pocket, or blocking shots for your opponent). The balls to avoid could also be your opponents balls if they happen to be in a bad place for your opponent (e.g., tied up in a cluster). Also, sometimes you just want to avoid hitting halls so the cue ball can end up in good position for your next shot. Figure 5.25 shows a table layout where an avoidance shot is appropriate, assuming you are shutting solids. The two stripes are tied up, and you would like to leave them that way so if you do not run the table, your opponent will be faced with a difficult shot. You also need to avoid the stripes to reliably control the position of the cue ball.

Figure 5.25 Example table layout requiring an avoidance shot

Figure 5.26 shows how the 30° rule (see Section 3.04) can be used to plan the path of the cue ball, assuming the 1-ball will be pocketed first. Note that the 90° rule would predict that the cue ball would deflect directly into the tied-up stripes. But remember, the 90° rule only applies exactly in the case of a stun stroke. In this shot, the cue ball will be rolling when it hits the 1-ball. The roll is ensured by the use of a slight follow stroke. After hitting the 1-ball, the cue ball's path is deflected approximately 30°, resulting in good position for the 2-ball, after rebound off the end rail. Figure 5.27 shows how the remainder of the table can be run easily, resulting in victory.

Figure 5.26 Using the 30° rule to plan an avoidance shot

Figure 5.27 Running the table after an avoidance shot


Section 5.06 Safeties and defensive play

This section presents what are probably the most important topics for advanced pool play in this book: safeties and defensive play. A safety is a legal shot where you deliberately miss, with the goal of leaving the cue ball in a difficult position for your opponent. Hopefully, after a safety, your opponent will not even be able to execute a legal shot (e.g., hitting a legal object ball first) resulting in ball-in-hand for your next shot (see Section 1.03). When a good player has ball in hand, he or she will often be able to run the table. Defensive play is a technique you use when you are not confident you will make a particular shot. The goal of a defensive shot is to leave the cue ball in a place that would be unfavorable for your opponent if you miss the shot - and hopefully, favorable for you if you happen to make the shot. "Favorable" for you could mean you can make another shot or have a chance to execute a good safety shot. "Unfavorable" for your opponent means he or she will not be able to easily make a shot or to play a safely where the cue ball ends up; and hopefully, your opponents shot could result in a ball-in-hand for you.

Often the biggest hurdle for beginner or intermediate players with safety and defensive play is becoming comfortable with the idea of not playing an offensive shot. Sometimes it is better to skillfully miss a shot rather than to attempt to make a risky and difficult shot. Some people consider safety and defensive play to be wimpy or even belligerent. That’s ridiculous (see Principle 5.13)! Safeties and defensive play are very important aspects of the game of pool. These types of shots require thoughtful strategy and much skill, and good safety play is often what separates a great player from a good player. If you find yourself playing an inexperienced opponent (e.g., in a bar) who does not appreciate the skill involved with playing safeties and defense, try to disguise your saferies as "missed shot", adding a dramatic sigh or expletive for effect when you "miss" the shot. If they are not smart enough to realize the importance of defense and safeties in pool, they are also probably not smart enough to realize that you are being deceptive.

Principle 5.13 Defense and safeties are OK

If you are not absolutely confident about making a shot, plan the shot defensively or play a safety.

  • Playing a defensive shot or a safety is skillful, not shameful.
  • A safety is much better (i.e., increases your chances for victory) than a shot of desperation.

One of the most basic principles concerning defensive play in the game of 8-ball is summarized in Principle 5.14. If you are not totally confident that you will make a shot, try to hit it at speed slow enough so that if you miss, you will leave your ball blocking the pocket. Also, as was shown in Section 3.06, you have a better chance of making most shots when they are hit softly, due to the larger effective size of the pocket. Figure 5.28 shows an example where a slow defensive shot is appropriate. A stripe is blocking the path to the 2-ball, so the best shot is to cut the 1-ball in the bottom-corner pocket. However, when a cut angle is large your margin of error is fairly small (see Principle 3.17). Therefore, as illustrated in Figure 5.29, you should hit the 1-ball just hard enough to get the 1-ball to and into the pocket. This is referred to as using pocket speed. That way, if you miss, the corner pocket will be blocked. Draw is used on the 1 -ball shot to help avoid incidental ball collisions, and to achieve good position for the 2-ball shot. If you make the 1-ball, the position is good for pocketing the 2-ball and for getting position on the 8-ball to win the game. If you happen to miss the 1-ball, the corner pocket will be blocked, and your opponent will be faced with a difficult shot. This is a perfect shot because if you make it you will easily win the game, and if you miss it your opponent faces a difficult situation. That’s what defensive play is all about. This type of shot is also called a two-way shot because there are two favorable ways the shot can work out. You should always look for these opportunities because a two way shot can be a win-win situation (see more later in this section).

Principle 5.14 Blocked pocket from soft defensive miss

In the game of 8-ball, hit shots softly when possible, so if you miss a shot you leave your object ball close to or blocking the target pocket.

  • Sometimes, blocking a pocket can be more damaging to your opponent than making the shot (see Figure 5.29).
  • If you cannot block a pocket easily with a missed shot, at least try to ensure that the final cue ball position will still be difficult for your opponent.

Figure 5.28 Example shot where you should block the pocket if you miss

Figure 5.29 Missed shot, leading to blocked pocket

Safeties are used most often when you are faced with a difficult or impossible shot. Safeties can also be used when you are faced with a makeable shot but you have an opportunity to leave your opponent in an extremely difficult situation. In either case, the goal for executing a safety is to get ball in hand in the event that your opponent cannot execute a legal shot (i.e., hitting a legal object ball first without a foul) after you play your safety shot. A good player with ball-in-hand can usually win the game, unless the ball layout on the table is extremely poor (e.g., if several sets of balls are tightly clustered or touching). As Principle 5.15 summarizes, the best offensive shot you can make might sometimes be a defensive safety shot.

Principle 5.15 The best offense is a good defense

A well-played safety can result in ball-in-hand. Therefore, this seemingly defensive shot can result in a great opportunity for offense.

  • A well-planned safety is usually a better choice than a risky attempt at a difficult shot.
  • A good player can often run the table to win the game when presented with ball-in-hand.

Figure 5.30 shows an ideal opportunity for a safety in a game of 9-ball. You could attempt the 1-ball-2-ball combination in the side pocket, which is tempting, because the balls are so close together and so close to the pocket. However, combination shots are often more difficult than they seem (see Section 7.01). No other shot on the 1-ball is really possible without significant risk. The safety shot illustrated in Figure 5.31, called a position safety, is a much better alternative. It is fairly easy to execute, and more importantly, it is very effective. In this example you make no attempt to pocket a ball. Instead, you send the 1-ball up-table (to the left, in the figure) and try to have it come to rest as close as possible to the head rail. At the same time, bottom English is used to help send the cue ball down-table, so that it comes to rest as close as possible to the foot rail. Figure 5.32 shows the ideal ball layout after the shot. Having the 1-ball close to the rail limits shot possibilities for your opponent, and having the cue ball close to a rail forces your opponent to elevate the cue stick and hit the cue ball above center, which reduces accuracy. The cue ball placement also takes advantage of the 5-ball, 6-ball, and 9-ball, which serve as obstacle balls for your opponent, making it more difficult for him or her to shoot for the 1-ball. Chances are, your opponent will not be able to even make contact with the 1-ball on the next shot. This will give you ball in hand, providing a good opportunity to make several shots and a chance to run the table for a victory.

Fugure 5.30 Opportunity for a position safety

Fugure 5.31 Executing a position safety

Fugure 5.32 End result of a position safety

Figure 5.33 shows an example ball layout representing an excellent safety opportunity in a game of 8-ball. You are shooting solids. The only open, non-rail shot is a rail сut-shot on the 5-ball, in the upper right corner pocket, but this is a difficult shot. You could also attempt a 1-ball-3-ball combination shot, or a kick shot at the 4-ball, but these shots are also difficult. Instead, because the 1-ball and 2-ball are so close together and so close to the cue ball, you have an excellent opportunity for a frozen-ball safety. Figure 5.34 and NV 5.8 illustrate how to execute the shot. The 1-ball is hit rather squarely, with slight draw. The result is that the cue ball nearly comes to a stop and drifts a little toward the 2-ball. Figure 5.35 shows the final ball layout. Ideally, the cue ball ends up frozen to (touching) the 2-ball. This snookers your opponent by blocking all straight paths to his or her balls. With the layout shown in the figure, it would be very difficult for your opponent to make contact with either stripe on the next shot. This would result in ball-in-hand, which would give you a good opportunity to pocket the remaining solids and win the game.

Figure 5.33 Opportunity for a frozen-ball safety

Figure 5.34 Executing a frozen-ball safety

Figure 5.35 End result of a frozen-ball safety



NV 5.8 Freeze the cue ball on an object ball, for a safety

Sometimes, when you are faced with a difficult shot, you can play a two-way shot. This is where you attempt a shot while playing for a safety, in case you miss the shot. This strategy is related to the blocked-pocket defense described in Principle 5.14, but here your added goal (besides trying to make the shot) is to leave the cue ball in a very difficult place for your opponent. Hopefully, if you miss the shot, the strategy will result in ball-in-hand for you on the next shot. Figure 5.36 shows an example opportunity for a two-way shot in a game of 9-ball. There are no easy shots available. About the only reasonable attempts are a 1-ball-4-ball combination in the bottom side pocket, or a 1-ball bank shot into the top-left corner pocket. However, these are difficult shots, so you want to have a defensive (or offensive safety) mindset. Figure 5.37 illustrates a good approach: attempt the 1-ball bank, while leaving the cue ball in a good place for you and a bad place for your opponent. With the final placement shown in Figure 5.38, you would have an easy shot on the 2-ball and a good chance to run the table, if you pocket the 1-ball. If you miss the 1-ball, your opponent would be faced with an extremely difficult shot on the 1-ball that would probably result in ball-in-hand for you (unless your opponent is very good at executing a jump shot as described in Section 7.10). With ball-in-hand, you could then smile, or even taunt your opponent—if a friend—saying, "It's too bad I missed that shot."

Figure 5.36 Opportunity for a two-way shot

Figure 5.37 Executing a two-way shot

Figure 5.38 End result of a two-way shot

In the game of 8-ball, there is a special safety shot called a safety or in-and-safe (see the 8-ball rules in Section 1.03). This is where you make a legal shot, and then turn over table control to your opponent, provided you declare your intention (by stating "in-and-safe" or "safety") before the shot. Figure 5.39 illustrates an opportunity where playing an in-and-safe is an option. With the layout shown, assuming you are shooting solids, you might not feel totally confident to run the table. Fortunately, by playing an in-and-safe with the easy shot illustrated in Figure 5.40, you can create a good chance to win the game. As shown in Figure 5.41, the cue ball position left for your opponent would put him or her in a difficult situation, because it is very unlikely he or she would be able to execute a legal shot on a stripe. This would result in ball-in-hand for you. With ball-in-hand, it would be fairly straightforward to run the three remaining solids and pocket the 8-ball for the win. Figure 5.42 shows an example of how you could run the table to pocket the remaining solids and win the game.

Figure 5.39 Opportunity for an 8-ball in-and-safe

Figure 5.40 Executing an 8-ball in-and-safe

Figure 5.41 End result of an 8-ball in-and-safe

Figure 5.42 Running the table after an 8-ball in-and-safe

Once you are comfortable with the ideas of safeties and defensive play, the next step is to remain aware of possible safety and defensive play opportunities while you are playing. Many players have tunnel vision, or stubbornness, that prevents them from seeing possible safety and defensive plays. They just want to make a shot, no matter how difficult or risky it might be. As Principle 5.16 summarizes, always keep your eyes open for possible safety opportunities.

Principle 5.16 Always look for safeties

Always try to be aware of, and actively look for, safety opportunities.

  • Refer to this section for what types of safety shots to look for (including position safeties, frozen-ball safeties, two-way shots, or in-and-safe shots).

There is nothing better than a well-executed safety. Inexperienced players that have yet to "see the light" might not agree; but if they fall victim to safeties enough, they will learn to appreciate the skill and to bravely join the ranks of winning players. The ball-in-hand reward is extremely valuable; and for a good player it will usually lead to victory. When presented with bill in hand, choose your first shot carefully, because it is the one time you can guarantee where the cue ball will be, in preparation for a shot. Principle 5.17 summarizes the opportunities to look for and exploit when you have ball-in-hand. Don’t just take an obvious shot. Think several shots ahead, and look for the critical shot that will be necessary to win the game.

Principle 5.17 Things you can do with ball-in-hand

With ball-in-hand, look for the opportunities listed, involving shots that might be critical to winning a game.

  • If playing 8-ball, locate the object ball for which it will be hardest to achieve position, and consider making this shot first.
  • If balls are clustered together, consider a break-up shot (see Section 5.05).
  • If the table layout is very problematic (e.g., with several clusters and poorly positioned balls), consider making a ball, and then setting up for a safety shot. Consider some of the shot types presented in this section.
  • If there are no problem balls, run the table using fundamental position-play techniques (see Section 5.02).

Because safeties can be so great, there is the danger that your opponent will execute a great safety shot against you. If this happens, and you have no reasonable chance of contacting a legal object ball, you should accept that your opponent will get ball-in-hand. What, then, can you do in these situations? Figure 5.43 illustrates a 9-ball example of this dilemma. You have no reasonable chance to make contact with the 3-ball. In this case, the best thing to do is to leave your opponent with a difficult ball layout. Figure 5.44 illustrates a possible solution. Because you are hitting the 7-ball first, and not the 3-ball, your opponent will have ball-in-hand on the next shot; but there was no reasonable way to prevent ball-in-hand anyway. However, by freezing the 7-ball against the 3-ball, you have prevented your opponent from having an easy shot on the 3-ball. Figure 5.45 shows the final ball layout. If, instead, you had tried to make contact with the 3-ball first, by attempting a wild multiple-rail kick shot, your opponent would still have ball-in-hand and have a good chance to run the table and win the game. Now, because you have purposefully (and deviously) changed the ball layout, your opponent might be forced to attempt another safety shot. This is a better alternative than losing the game.

Figure 5.43 Example ball layout after a well-executed safety

Figure 5.44 Possible reply to a well-executed safety

Figure 5.45 End result of a reply to a well-executed safety

I want to end this chapter with what may be the most important advice in this entire book: Learn from your mistakes!!! (see Principle 5.18) Top players in most sports contemplate every missed shot or error to learn from their mistakes. The goal of this is to not repeat the same mistake in the future. Tiger Woods, the golf legend, is an excellent example of this. The next time you see him on TV, observe how intense he is after a missed shot. I think his intensity and his desire to improve are among his best skills.

Principle 5.18 Learn from your mistakes

Use every mistake as a learning experience to improve your game. Immediately after a missed shot, try to figure out what caused the miss, so you can prevent it from reoccurring in the future.

  • Possible explanations for missing a shot include:
    • poor stroke or follow-through
    • insufficient cut angle to account for cut throw
    • failure to account for English deflection, curve,or throw
    • poor shot selection based on your level of ability.
Hosted by uCoz