Глава 4. Винты (5)Раздел 4.07 Контроль пути биткаВ Разделах 3.03 и 3.04 представлены Правила 90° и 30°, которые важны для прогнозирования пути битка после контакта с прицельным шаром. Способность предсказать движение битка является важным навыком и помогает избежать падения битка в лузу, спланировать удар с подбоем или наоборот избежать столкновения с нежелательным шаром, а также для игры по выходу (смотри Главу 5). Это раздел содержит более подробную информацию об эффектах угла резки, силы удара и винтов и связанных с этим правилах. Понимание этих эффектов очень важно, чтобы стать великим игроком. Игра по выходу и стратегическое исполнение требуют способности планировать и предсказывать поведение битка после забития прицельного шара. В Главе 5 представлены различные примеры применения этих принципов.
На Рисунках 4.35 и 4.36 показаны эффекты влияния пути битка от угла резки для оттяжки и наката.
В Принципе 4.17 обобщаются основные выводы, которые следуют из рисунков.
Величина отклонения от тангенсной линии (90°) возрастает с увеличением количества верхнего или нижнего винта, а также с увеличением прямоты воздействия.
При малых углах резки путь битка наибольшим образом отличается от тангенсной линии.
Крайним случаем является прямой удар с оттяжкой, когда биток отклоняется на угол 180° (смотри путь d на Рисунке 4.35).
Прямой удар с накатом приводит углу отклонения 0° (смотри путь d на Рисунке 4.36).
Рисунок 4.35 Эффекты влияния угла резки для оттяжки
Рисунок 4.36 Эффекты влияния угла резки для наката
Принцип 4.17 Правило 90° и эффекты влияния угла резки
Чем меньше угол резки (то есть, более прямое попадание в прицельный шар), тем более выражен эффект наката или оттяжки, уводящий биток с траектории тангенсной линии (смотри Принцип 3.3).
NV 4.18 Большое отклонение битка с тангенсной линии при накате с малым углом резки NV 4.19 Большое отклонение битка с тангенсной линии при оттяжке с малым углом резки
Путь битка после соударения с прицельным шаром также зависит от силы удара.
Рисунки 4.37 и 4.38 иллюстрируют эффекты наката и оттяжки на различных скоростях битка.
Принцип 4.18 обобщает основные выводы, которые можно сделать на основе рисунков.
Чем сильнее удар, тем дольше биток остаётся на тангенсной линии до отклонения вследствие наката или оттяжки (смотри NV 4.20 и NV 4.21).
Только клапштос позволяет следовать битку точно по тангенсной линии, независимо от скорости шара.
Рисунок 4.37 Влияние скорости на траекторию битка для оттяжки
Рисунок 4.38 Влияние скорости на траекторию битка для наката
Принцип 4.18 Запаздывание дуги
При ударе накатом или оттяжкой, биток некоторое время будет следовать строго вдоль тангенсной линии, прежде чем пойти по дуговой траектории.
NV 4.20 Запаздывание наката и отклонение от тангенсной линии при сильном ударе NV 4.21 Запаздывание оттяжки и отклонение от тангенсной линии при сильном ударе
На Рисунке 4.39 приведён пример удара, где понимание эффекта скорости, описанного выше, является очень важным.
Неопытный игрок может подумать: "Ударю сильно с накатом, чтобы избежать падения битка в среднюю лузу".
Это ужасный недостаток мышления.
То, что действительно нужно сделать, это ударить по битку достаточно мягко с лёгким накатом так,
чтобы биток начал отклоняться от тангенсной линии как можно скорее (смотри NV 4.22).
Если вы ударите сильно, вы уроните биток в среднюю лузу независимо от того, какой тип винта применяете (верхний, нижний или боковой).
Рисунок 4.39 Предотвращения падения битка в лузу с помощью тихого удара
NV 4.22 Предотвращение падения битка в лузу с помощью тихого удара накатом
На Рисунке 4.40 показан другой пример, где понимание эффектов скорости и винтов в вертикальной плоскости (накат или оттяжка) очень важны для
прогнозирования пути битка.
На рисунке показан резка близко к борту, но не рядом с боковой лузой, как это было в ситуации, изображённой на Рисунке 4.39.
Это очень распространённый удар, когда вы делаете выход: вы оставляете угол для удара (то есть, создаёте резку), что помогает вам вывести биток на удобную позицию
для следующего удара (подробнее в Главе 5).
Как вы можете видеть на Рисунке 4.40 и NV 4.23, размер удара и винты в вертикальной плоскости дают вам потрясающий контроль над путём битка.
Поскольку угол резки мал, использование тихого наката приводит к траекториям битка, похожим на d.
Для более сильных ударов с винтами в вертикальной плоскости, действие винта сохраняется и постепенно вступает в силу после контакта с бортом, что приводит к дуговой
траектории движения битка (смотри траектории а и с).
Путь b демонстрирует движение битка по ожидаемой тангенсной линии и последующее отклонение битка от борта, что происходит при ударе клапштосом
(отсутствие винта в момент соударения битка с прицельным шаром).
Рисунок 4.40 Контроль пути битка для удара по резке рядом с бортом
NV 4.23 Контроль пути битка для удара по резке рядом с бортом
Как и для Правила 90°, точный путь бильярдного шара, предсказанный с помощью Правила 30°, также зависит от скорости битка.
Рисунок 4.41 иллюстрирует этот эффект.
Опять же, чем сильнее вы ударили, тем дольше биток остаётся на тангенсной линии, прежде чем по дуге сместиться на угол 30° (смотри NV 4.24).
Рисунок 4.41 Правило 30° и эффект скорости
NV 4.24 Правило 30° и эффект скорости Раздел 4.08 Рекомендации и примеры винтов
Освоением принципов, изложенных в настоящей главе, может дать вам грандиозный контроль над движением битка и позволит вам стать игроком, умеющим делать хороший выход.
Тем не менее, вы должны быть очень осторожны при использовании боковых винтов, и стараться избегать их, когда это возможно (смотри Принцип 4.19).
Как будет рассмотрено в Главе 5, контроль размера удара, оттяжка и накат - как правило, лучшие варианты для хорошего выхода, чем боковые винты.
Но иногда, чтобы избежать столкновения с нежелательным шаром или для достижения желаемого выхода, для выполнения удара вам необходимо использовать боковой винт
(например, смотри Рисунок 4.18).
Принцип 4.19 Остерегайтесь боковых винтов
Если это не необходимо, то не используйте боковых винтов.
Следующие примеры иллюстрируют, насколько могут быть полезны винты (оттяжка, накат или боковой винт) когда это необходимо.
На Рисунках 4.42 - 4.44 показаны некоторые удары, выполненные с различными типами винтов.
На Рисунке 4.42 показаны различные примеры ударов с винтами и соответствующие пути шаров для тихих ударов.
На Рисунках 4.43 и 4.44 показано, как меняются пути шаров с увеличением силы удара.
Применяя различные комбинации винта и силы удара, можно поставить биток практически в любом месте стола после забития прицельного шара.
Винты и контроль размера удара дают вам также огромный контроль над траекторией движения битка вплоть до его остановки (смотри NV 4.25).
Рисунок 4.42 Делаем выход с использованием винтов (тихие удары)
Рисунок 4.43 Делаем выход с использованием винтов (средние удары)
Рисунок 4.44 Делаем выход с использованием винтов (сильные удары)
NV 4.25 Ставим биток в различные точки стола после забития простого шара в среднюю лузу Далее |
Chapter 4. Spin and English (5)Section 4.07 Controlling the cue ball pathSection 3.03 and Section 3.04 presented the 90° and 30° rules, which are important for predicting the path of the cue ball after object-ball impact. Being able to predict cue ball motion is an important skill to have in trying to avoid a scratch, for planning break-up or avoidance shots, and for position play (see Chapter 5). This section provides more information by looking at the effects of cut angle, speed, and English on these rules. An understanding of these effects is critical to becoming a great player. Position play and strategy execution require that you have the ability to plan and predict where the cue ball will go after pocketing an object ball. Chapter 5 presents various applications and examples of these principles.
Figure 4.35 and Figure 4.36 illustrate the effects of cut angle on the path of the cue ball, for draw and follow shots at various cut angles.
Principle 4.17 summarizes the main conclusions that can be drawn from the figures.
The amount of deviation away from the 90° tangent line increases with the amount of top or bottom spin, and the directness of impact.
For small cut angles, the cue path deviates from the tangent line path the most dramatically.
In the extreme case of a straight-on shot with draw, the cue ball departs at an angle of 180° (see path d in Figure 4.35).
A straight-on follow shot results in a depart angle of 0° (see path d in Figure 4.36).
Figure 4.35 Effects of cut angle on draw shot
Figure 4.36 Effect of cut angle on follow shot
Principle 4.17 90° rule cut-angle effects
The smaller the cut angle (i.e., the more squarely the cue ball flits the object ball), the more dramatic the effect top or bottom spin will be in moving the cue ball path away from the tangent-line direction (see Principle 3.3).
NV 4.18 Large cue-ball deviation from the tangent line, with follow and a small cut angle NV 4.19 Large cue-ball deviation from the tangent line, with draw and a small cut angle
The path of the cue ball after impact with the object ball also depends on the speed of the shot.
Figure 4.37 and Figure 4.38 illustrate the effect for draw and follow shots at various speeds.
Principle 4.18 summarizes the main conclusions that can be drawn from the figures.
The harder a shot is hit, the longer the cue ball stays on the tangent line path before deviating due to follow or draw (see NV 4.20 and NV 4.21).
Only with a stun shot (no follow or draw) does the cue ball travel exactly along the tangent line, regardless of the speed.
Figure 4.37 Effect of speed on draw-shot tangent-line persistence
Figure 4.38 Effect of speed on follow-shot tangent-line persistence
Principle 4.18 Cue-ball curve delay
Even if a cue ball has draw or follow when striking an object ball, it will still leave initially along the tangent-line path before curving due to the spin.
NV 4.20 Delay of follow, tangent-line deflection with higher speed NV 4.21 Delay of draw, tangent-line deflection with higher speed
Figure 4.39 illustrates an example shot where knowledge of the speed effect described above is important.
An inexperienced player might think, "Hit it hard with follow, to avoid the scratch in the side pocket".
This is terribly flawed thinking.
The right thing to do is to hit the cue ball soft enough, with slight follow resulting in cue-ball roll,
so the cue ball starts deflecting away from the tangent line as soon as possible (see NV 4.22).
If you hit the shot hard, you will scratch in the side pocket, regardless of what type of English (top, bottom, or side) you put on the cue ball!
Figure 4.39 Avoiding tangent-line scratch using slow speed
NV 4.22 Avoiding a tangent-line scratch using slow-speed roll
Figure 4.40 shows another example where understanding the effects of speed and vertical-plane English (draw or follow)
is important in predicting the path of the cue ball.
The figure shows a cut shot close to a rail, but not adjacent to a side pocket as was shown in Figure 4.39.
This is a very common shot when playing for position, where you always want to leave angles on shots (i.e., create cut shots)
to help you position the cue ball for the next shot (see more details in Chapter 5).
As you can see in Figure 4.40 and NV 4.23, speed and vertical-plane English can give you a tremendous amount of control over the cue ball path.
Because the cut angle is small, the effects of slow roll produce paths like d.
For faster shots with vertical-plane English, the spin persists and gradually takes effect after rail contact, resulting in curved paths (see paths a and c).
Path b shows the expected tangent-line motion and rail deflection that occurs when the cue ball has stun (no spin) at object ball impact.
Figure 4.40 Cue-ball path control for a cut shot next to a rail
NV 4.23 Cue-ball path control for a cut shot next to a rail
As with the 90° rule, the exact path of the cue ball predicted by the 30° rule also depends on the speed of the shot.
Figure 4.41 illustrates this effect.
Again, the harder you hit the shot, the longer the cue ball persists along the tangent line before curving to the 30° heading (see NV 4.24).
Figure 4.41 Effect of speed on 30° rule
NV 4.24 30° rule speed effects Section 4.08 English examples and advice
The principles presented in this chapter, if mastered, can give you tremendous control over the path of the cue ball
and enable you to be a good position-control player.
However, you should be very careful using sidespin English and should avoid it when possible (see Principle 4.19).
As will be discussed in Chapter 5, speed control, draw, and follow are usually better options than sidespin English for position control.
But sometimes, to avoid obstacle balls or to achieve desired cue ball position, you need to use sidespin English to execute a shot properly (e.g., see Figure 4.18).
Principle 4.19 Beware of English
Do not use sidespin English unless you must.
The following examples will illustrate just how useful English (draw, follow, or sidespin) can be when it is needed.
Figure 4.42 through Figure 4.44 illustrate the same shot executed with different types of English.
Figure 4.42 shows various examples of English and corresponding ball paths for a slow-speed stroke.
Figure 4.43 and Figure 4.44 show how the ball paths change with increasing stroke speed.
With different combinations of English and speed, you can position the cue ball at practically any place on the table after pocketing the shot.
The English and speed also give you a great deal of control over the path the cue ball takes to its final position (see NV 4.25).
Figure 4.42 Achieving position with English (slow speed)
Figure 4.43 Achieving position with English (medium speed)
Figure 4.44 Achieving position with English (fast speed)
NV 4.25 Positioning the cue ball at various spots on the table from an easy side-pocket shot |