Глава 5. Игра по выходу и стратегияВ этой главе вы узнаете, как использовать размер удара, угол резки и планирование дабы управлять движением битка в своих интересах. Возможность контролировать положение битка - это то, что действительно отличает хороших игроков от великих. Игра по выходу, стратегия и игра по отыгрышу очень важны, особенно при игре в "Девятку". Раздел 5.01 Введение
Как сказано в Принципе 5.1, "Святым Граалем" пула является возможность сделать серию с идеальным выходом для каждого последующего удара,
не прибегая к сложным ударам, требующим чрезмерной силы или винта.
Это возможно, но это требует превосходного чувства размера удара и планирования выхода.
В этой главе представлены основы этих методов и примеры того, как их применять в стратегическом плане.
Основы планирования удара были представлены в Разделе 3.05.
Возможно, вы захотите повторить этот Раздел, прежде чем приступить с настоящей главе, которая является более продвинутой.
Принцип 5.1 "Святой Грааль" пула
"Святым Граалем" пула является возможность выполнять каждый удар мягко без использования винтов с выходом в идеальную позицию для следующего удара.
Часто расположение шара, ваша позиция или нехватка мастерства препятствуют реализации Принципа 5.1 "Святой Грааль".
В этих случаях, а также в ситуациях, когда необходимо выполнить невозможный или сложный удар, вы должны оставить Принцип "Святого Грааля" на следующий удар
и сыграть по возможности наиболее безопасно (по отыгрышу).
Целью этого удара будет поставить биток в таком месте, что ваш оппонент не будет иметь ни малейшего шанса выполнить успешный удар.
Будем надеяться, что это приведет к игре с руки, что позволит вам продолжать следовать Принципу "Святого Грааля".
Игра по отыгрышу подробно представлена в Разделе 5.06.
Раздел 5.02 Основы игры по выходуОсновная соль пула заключается в том, что вы можете оставить биток в определённом месте, что позволит вам комфортно выполнить следующий удар. Если вы умете делать хороший выход, вы будет выигрывать постоянно. В самом деле, это умение, которое действительно отличает профессиональных игроков от случайных любителей. Игрок с хорошим выходом будет доминировать над игроком с хорошей кладкой, но плохой игрой по выходу. Наиболее полезные и общие методы для контролем положения битка включают в себя:
Для контроля размера удара отказ от использования винтов является, как правило, более предпочтителен, так как такой удар гораздо легче исполнить и проконтролировать,
а также мы страхуем себя от кикса и других подводных камней, связанных с использованием винтов (смотри Принцип 5.2).
Контроль размера удара предполагает, что вы не используете каких-либо винтов и бьёте точно в центр шара с необходимой силой так, что биток после забития прицельного шара
прикатывается на необходимую для выполнения следующего удара позицию.
Принцип 5.2 Идеальный выход
Если это возможно, ударьте биток в центр шара с необходимой силой для выхода на следующий удар.
Принцип 5.3 Скорость - ключевой фактор
Чтобы стать великим бильярдистом, вы должны превосходно контролировать размер удара и уметь предсказывать расстояние, которое пройдёт биток при том или ином ударе.
Необходимым навыком для эффективного контроля размера удара является способность оставлять необходимый угол для следующего удара (смотри Принцип 5.4).
Это когда вы пытаетесь оставить биток в такой позиции, что образуется не прямой удар, а удар по резке, таким образом, с использованием контроля размера удара
можно сделать выход для следующего удара.
На Рисунке 5.1 показана последовательно из двух ударов с благоприятным углом резки.
Шар "1" может быть забит мягким ударом в центр шара, в результате чего образуется идеальное положение для забитие шара "2".
На Рисунке 5.2 показан пример более сложной ситуации для выхода.
После забития шара "1" биток направляется в верхнюю часть стола, прочь от шара "2".
Вы должны быть осторожны, чтобы не уронить биток в левую нижнюю лузу и убедиться что у битка хватает скорости, чтобы вернуться обратно в нижнюю часть стола
для выхода на шар "2".
Также вы должны быть осторожны и не допустить, чтобы биток подошёл слишком близко к шару "2", что сделает забитие шара "2" более трудным (если ни невозможным).
И наконец, в должны быть осторожны, чтобы не уронить биток в правый нижний угол лузы.
Если вы не получите хорошую позицию для сыгрывания шара "2" прямо или на небольшом углу резки, вы будете вынуждены пытаться играть дуплет или отыгрываться, что не
является идеальным.
Рисунок 5.1 Благоприятный угол для выхода
Рисунок 5.2 Неблагоприятный угол для выхода
Принцип 5.4 Оставляйте угол для ударов
Для эффективной игры по выходу вам нужно оставлять для себя благоприятный угол резки что позволит легко поставить биток для выполнения следующих ударов.
На Рисунке 5.3 показан пример, где контроль размера удара, используемый для достижения необходимых углов резки, - это всё, что нужно, чтобы забить серию из трёх шаров.
Шар "1" забит мягким ударом в центр шара, в результате чего получился хороший выход на шар "2" с благоприятным углом.
Шар "2" забит немного более сильным ударом так, что биток отражается от заднего борта, в результате чего получается хороший выход на шар "3".
Ни один из ударов серии не потребовал присутствия винта или особой силы удара. Это должно быть всегда вашей целью.
Как указано в Принципе 5.5, ключ к хорошей игре по выходу - думать на три шара вперёд.
Рисунок 5.3 и NV 5.1 служат хорошим примером этого принципа.
При планировании забития шара "1" нужно думать вперёд над шарами "2" и "3", таким образом, вы будете знать насколько сильным должен быть
удар для выхода на нужный угол на шар 2, что приведёт к лёгкому выходу на шар 3.
Опять же, поскольку эта серия ударов хорошо спланирована, каждый шар забивается мягко без винтов, в результате чего имеем три лёгких удара на коротких дистанциях.
И это хорошо.
Рисунок 5.3 Пример контроля размера удара и угла
NV 5.1 Использование контроля размера удара и угла для забития серии из трёх шаров
Принцип 5.5 Всегда думайте на три шара вперёд
Для эффективной игры по выходу планируйте на три шара вперёд, чтобы знать какой угол необходим для следующего удара.
Рисунок 5.4 и NV 5.2 показывают другую серию, где с использованием контроля размера удара и оставляемого угла получаем три относительно простых удара.
Для забития шара "1" требуется умеренно-сильный удар, так как угол резки мал, и скорость битка вдоль касательной линии
гораздо медленнее, чем его первоначальная скорость.
При забитии шара "2", так как скорость битка относительно небольшая, биток обретёт естественный накат к тому моменту, как достигнет шара "2".
Таким образом, целесообразен будет удар в центр шара.
Накат битка приведёт от отражению от борта, обеспечивая лёгкое забитие шара "3".
Рисунок 5.4 Другой пример контроля размера удара и угла
NV 5.2 Использование контроля размера удара и угла для забития серии из трёх шаров
Когда одного контроля размера удара не достаточно для достижения желаемой позиции битка, на помощь приходят накат, оттяжка и боковые винты.
В Разделах 4.07 и 4.08 представлено использование наката и оттяжки для контроля пути битка и использование боковых винтов для изменения траектории битка,
отскочившего от борта.
В общем, накат и оттяжка - лучшие альтернативы, нежели боковые винты (смотри Принцип 5.6).
Кроме того, если у вас есть выбор (например, при игре с руки), накат более предпочтителен чем оттяжка, так как легче контролируется.
Для наката достаточно полагаться только на естественный накат и контроль размера удара.
Для оттяжки вы должны попытаться придать правильное количество нижнего винта, которое сильно зависит от скорости удара и состояния сукна и поэтому очень трудно контролируется.
Принцип 5.6 Накат и оттяжка часто лучше, чем боковые винты
Если одного контроля размера удара не достаточно для достижения желаемой позиции битка, используйте накат или оттяжку. Не полагайтесь на боковые винты и взаимодействия с бортами, пока не исчерпаете возможности контроля размера удара, наката и оттяжки.
Рисунок 5.5 и NV 5.3 иллюстрируют пример, где одного контроля размера удара недостаточно для хорошего контроля позиции.
Чтобы выйти на шар "2" после сыгрывания шара "1" необходим нижний правый винт.
Нижний винт уводит биток с тангенсной линии и предотвращает контакт с шаром "4".
Правый боковой винт увеличивает угол отскока битка от борта, что позволяет избежать столкновения с шаром "3".
Соответственно такое сыгрывание шара "1" приведёт к хорошему выходу на шар "2".
Как видно на рисунке, после сыгрывания шара "1" биток выходит на прямой удар по шару "2".
Далее, медленная оттяжка на шаре "2" остановит биток на месте после соударения шаров, оставляя лёгкий удар по шару "3", а затем и по шару "4".
Боковой винт на первом шаре привёл к очень лёгкой серии из четырёх шаров.
Если не использовать винтов при сыгрывании шара "1", то биток попадал бы в другие шары и вероятность сыгрывания всех четырёх шаров была бы очень низкой.
Рисунок 5.5 Пример использования оттяжки и бокового винта
NV 5.3 Использование бокового винта для сыгрывания серии из четырёх шаров
Ещё одно применение боковых винтов при игре по выходу - это использование обратного винта, чтобы "загасить" биток при контакте с бортом.
Как показано на Рисунке 5.6, многочисленные полосатые шары-препятствия являются проблемой для выхода на "восьмёрку" с последнего сплошного шара.
Нижний винт использован, чтобы направить биток после соударения с прицельным шаром в безопасном направлении.
Если использовать (нормальный) накат, биток попадёт в верхний полосатый шар, в результате чего трудно предсказать где окажется биток.
Кроме того, если использовать только оттяжку, биток после контакта с бортом, скорей всего, уйдёт слишком далеко в верхнюю часть стола (на рисунке - влево),
что делает очень сложным удар по шару "8".
Бегущий винт делает положение ещё хуже.
Хорошим вариантом будет использование обратного бокового винта, так как он уменьшает (сокращает) угол отскока от борта и замедляет биток после контакта с бортом,
что приводит достаточно простому удару по шару "8" (смотри NV 5.4).
Рисунок 5.6 Использование обратного бокового винта, чтобы "загасить" скорость битка после контакта с бортом
NV 5.4 Использование обратного бокового винта, чтобы "загасить" скорость битка после контакта с бортом
Другой технический приём, который может быть полезен при игре по выходу - это касание борта до касания прицельного шара, находящегося близко к лузе.
На Рисунке 5.7 и NV 5.5 показан пример такого удара.
Если шар "1" забивать напрямую, было бы очень трудно сделать хороший выхода на шар "2".
Экстремальная оттяжка могла бы быть использована для приведения битка в верхнюю часть стола (на рисунке - слева),
но в этой ситуации очень трудно контролировать количество оттяжки и появляется большая доля неопределённости, где окажется биток.
При отражении от первого борта, шар "1" всё ещё легко забивается и биток идёт по естественному пути, приходя на хорошую позицию для забития шара "2".
Для этого удара не требуется винта или чрезмерной силы удара, так как первое касание борта приводит к образованию естественного бокового винта,
который удлиняет отскок от заднего борта (правого на рисунке).
Рисунок 5.7 Касание борта до касания прицельного шара для более удобного выхода
NV 5.5 Касание борта до касания прицельного шара для более удобного выхода
Другая ситуация, когда полезно первое касание борта, - это наличия шара, препятствующего прямому попаданию в прицельный шар.
В примере, показанном на Рисунке 5.8, есть шар между битком и шаром "1", препятствующий забитию шара "1".
В данном случае выбор невелик, поэтому мы выбираем первое касание борта (смотри NV 5.6).
Альтернативный вариант - это отразить биток от нижнего длинного борта для забития шара "1", но этот удар более сложен и не гарантирует хорошего выхода на шар "2".
Рисунок 5.8 Абриколь чтобы "обойти" шар-препятствие
NV 5.6 Абриколь чтобы "обойти" шар-препятствие
Принцип 5.7 Абриколь
Иногда целесообразно или необходимо, чтобы биток отразился от борта для достиженя хорошего выхода (смотри Рисунок 5.7) или чтобы "обойти" шар-препятствие (смотри Рисунок 5.8).
Заключительный технический приём, который вы можете использовать для лучшего выхода - это удар не в центр лузы.
Этот приём, как правило, требуется, когда стоит абсолютно прямой шар в лузу, но вам нужно увести биток с линии прицеливания после забития прицельного шара.
На Рисунке 5.9 и NV 5.7 показано, как это сделать.
Биток идеально прямо стоит для забития шара "1" в среднюю лузу.
Однако, если ударить "в лоб", то биток останется на линии, соединяющей две средние лузы.
Чтобы привести биток ближе к шару "2", вы должны забить шар не в центр лузы.
Другими словами, вы попадаете в шар "1" под углом от центра лузы.
Шар "1" по-прежнему падает в лузу, но теперь, с помощью оттяжки вы можете сделать выход для сыгрывания шара "2".
В этом примере оттяжка лучший вариант чем накат, так как на пути битка стоит шар "3".
Рисунок 5.9 Удар не в центр лузы для достижения выхода
NV 5.7 Удар не в центр лузы
Принцип 5.8 Удар не в центр лузы
Вы можете целиться не в центр лузы для достижения желаемого выхода (смотри Рисунок 5.9).
Далее |
Chapter 5. Position Play and StrategyIn this chapter, you will learn how to use speed, angles, and planning to control cue ball motion to your advantage. The ability to control cue ball position is what really separates the good players from the great ones. Position play, strategy, and safety play are very important, especially in the game of 9-ball. Section 5.01 Introduction
As Principle 5.1 summarizes, the "Holy Grail" of pool is the ability to run an entire table without having to use
excessive speed or English achieving perfect position on every shot.
This is possible, but it requires excellent speed control and position planning.
This chapter presents the fundamentals of these techniques and some examples of how to apply them strategically.
The fundamentals of shot planning were presented in Section 3.05.
You might want review that section again before proceeding with this chapter, which is more advanced.
Principle 5.1 The "Holy Grail" of pool
The "Holy Grail" of pool is the ability to hit every shot softly without English, to have the object ball go in, to leave the cue ball in a perfect position for the next shot, and to have this happen every shot.
Often, the ball layout, your position, or your lack of skill, prevents you from achieving the "Holy Grail" of Principle 5.1.
In those cases and in cases when you are presented with an impossible or difficult shot, you should strive for the next best thing to the "Holy Grail",
which is the ability to play a perfect safety.
The goal in this shot is to leave the cue ball in a place such that your opponent will have no chance to make a shot.
Hopefully, this would result in a ball-in-hand for you, which would allow you to continue to pursue the "Holy Grail" of pool.
Safety play is presented in detail in Section 5.06.
Section 5.02 Position-play fundamentalsPool is all about where you can leave the cue ball in preparation for making the next shot. If you can play good position, you will win consistently. In fact, this is the skill that really separates professional players from casual or league players. A good position player will dominate a player with great shot-making skills but poor position-play skills. The most useful and common techniques for controlling cue ball position include:
Using speed control with no English is usually preferable to using English because it is easier to execute and control,
and is safe from miscue and other pitfalls associated with English (see Principle 5.2).
Speed control implies that you do not use any spin or English and hit the cue ball in the center, with just the right amount of speed,
so that after you make an object ball, the cue ball rolls to a location desirable for making the next object ball.
Principle 5.2 Ideal position control
Whenever possible, hit the cue ball in the center with just enough speed to achieve position for the next shot
Principle 5.3 Speed is key
To be a great pool player you must have excellent speed control and be able to predict ball-travel distances.
A necessary skill for effective speed control is the ability to leave an angle on a shot (see Principle 5.4).
This is where you try to leave the cue ball in a position such that you have a cut shot, rather than a straight-in shot,
on the next ball, so speed control can be used again to create position on the following shot.
Figure 5.1 shows an example of a two-shot sequence where the cut angle is favorable.
The 1-ball can be pocketed with a soft, center stroke, leaving perfect position for the 2-ball on the next shot.
Figure 5.2 shows an example where you are faced with a more difficult position-control situation.
After pocketing the 1-ball, the cue ball will travel up-table (to the left in the figure), away from the 2-ball.
You must be careful not to scratch in the bottom-left corner pocket and make sure the cue ball has enough speed
to make it back down-table to get position on the 2-ball.
You also must be careful not to get too close to the 2-ball, which can make the shot on the 2-ball more difficult, if not impossible.
Finally, you must be careful not to scratch in the bottom-right corner pocket.
If you do not get good position on the 2-ball for a straight-in or small cut shot you will be forced to attempt a bank shot or safety, which is not ideal.
Figure 5.1 Favorable angle for position control
Figure 5.2 Unfavorable angle for position control
Principle 5.4 Leave angles on shots
For effective position play, you need to leave yourself with favorable cut angles to enable easy positioning for follow-on shots.
Figure 5.3 shows an example where speed control, used with angles, is all that is needed to easily execute a three-shot sequence.
The 1-ball is pocketed with a soft, center stroke, resulting in good position for the 2-ball with a favorable cut angle.
The 2-ball is pocketed with a slightly faster stroke so the cue ball kicks off the foot rail, resulting in good position on the 3-ball.
No shot in the sequence requires English or excessive speed, which should always be your goal.
As summarized in Principle 5.5 the key to good position play is thinking three balls ahead.
Figure 5.3 and NV 5.1 provide good examples of this principle.
When planning the 1-ball shot you need to think ahead to the 2-ball and 3-ball so you will know how much speed to use
to result in a good angle for the 2-ball shot, enabling easy position for the 3-ball.
Again, because this shot sequence is planned well, each shot can be hit softly with no English, resulting in three short-distance, easy shots.
This is good.
Figure 5.3 Speed- and angle-control example
NV 5.1 Using speed and angle control to pocket a three-ball sequence
Principle 5.5 Always think three balls ahead
For effective position play, plan three balls ahead to know what angle to create for the next shot.
Figure 5.4 and NV 5.2 show another sequence where using speed control and leaving angles can result in three relatively easy shots.
The 1-ball shot requires medium-fast speed, because the cut angle is small, and the cue ball leaves along the
tangent line much slower than it approaches the object ball.
For the 2-ball shot, because the shot speed is relatively slow, the cue ball will be rolling naturally by the time it arrives at the 2-ball.
Therefore, a center-ball hit is appropriate.
The cue ball roll (topspin) results in the deflected path into the rail, providing an easy shot on the 3-ball.
Figure 5.4 Another speed- and angle-control example
NV 5.2 Using speed and angle control to pocket another three-ball sequence
When speed control alone is not satisfactory to achieve the desired cue ball position, draw, follow, and English can be added to help.
Section 4.07 and Section 4.08 present using draw and follow to control the cue ball path and using
sidespin English to alter the path of the cue ball after it strikes a rail.
In general, draw and follow are better alternatives than sidespin English (see Principle 5.6).
Furthermore, when you have a choice (e.g., with ball-in-hand), follow is better than draw because it is much easier to control.
With follow, you can often rely only on normal roll and speed control.
With draw, you need to try to impart exactly the correct amount of bottom spin—which degrades at different
rates depending upon shot speed and the condition of the table cloth, and is therefore difficult to control.
Principle 5.6 Follow and draw are often better than sidespin English
When speed control alone is not sufficient for cue ball control, use follow or draw. Do not rely on sidespin English and rail interaction, unless speed control and draw or follow are too limiting.
Figure 5.5 and NV 5.3 illustrate an example where speed control alone is not sufficient for good position control.
To leave position on the 2-ball after making the 1-ball, bottom-right English is required.
The bottom spin pulls the cue-ball path back from the 1-ball tangent line, to avoid impact with the 4-ball.
The right English flattens the angle of the cue ball off the foot rail, enabling the cue ball to avoid hitting the 3-ball.
Appropriate speed on the 1-ball shot results in good position for the 2-ball.
In the figure, the cue ball position after the 1-ball shot results in a straight-in shot on the 2-ball.
Then, a slow draw shot on the 2-ball stops the cue ball in place after impact, leaving an easy shot on the 3-ball and then the 4-ball.
The English on the 1-ball shot results in a very easy run of the four balls.
If English is not used on the 1-ball shot, the cue ball will hit other balls, and the probability for making all four balls will be low.
Figure 5.5 Example using draw and side English
NV 5.3 Using side English to help run a four-shot sequence
Another application for English in position play is using reverse English to help "kill" the cue ball on a cut shot with rail contact.
As shown in Figure 5.6, the numerous obstacle "stripes" present a challenging position-control problem in pocketing
the last solid and setting up for a reasonable shot on the 8-ball.
Bottom English must be used to direct the postimpact cue ball motion in a safe direction.
If follow or a normal roll shot were used, the cue ball would hit the upper stripe, making it difficult to predict where the cue ball would end up.
Also, if just bottom English were used, the cue ball would most likely travel too far up-table (to the left, in the figure)
after rail impact, leaving a difficult shot on the 8-ball.
Running English would make the situation even worse.
Reverse English, because it decreases (shortens) the rebound angle off the rail and slows the cue ball after rail contact,
offers a good solution that leads to a fairly easy shot on the 8-ball (see NV 5.4).
Figure 5.6 Using reverse English to kill the cue-ball motion off a rail
NV 5.4 Using reverse English to kill the cue-ball motion off a rail
Another technique that can be useful in position play is hitting the rail first, in shots where the object ball is close to a pocket.
Figure 5.7 and NV 5.5 show an example of a rail-first shot.
If the 1-ball were hit directly, it would be very difficult to achieve good position for the 2-ball.
Extreme draw could be used to bring the cue ball up-table (to the left, in the figure), but it would be difficult to control the
amount of draw, and there would be a lot of uncertainty in where the cue ball would end up.
By glancing off the rail first, the 1-ball is still pockett'd easily, and the cue ball then follows a natural path, leaving good position for the 2-ball shot.
No English or excessive speed is required, although the rail does induce natural English, which lengthens the rebound off the bottom rail (on the right, in the figure).
Figure 5.7 Hitting the rail first, for position
NV 5.5 Hitting the rail first, for position
Another case where a rail-first shot is useful is when there is an obstacle ball preventing a straight-in shot.
In the example shown in Figure 5.8, there is an obstacle ball between the cue ball and the 1 -ball, preventing a straight shot at the 1-ball.
In this case, we have little choice but to hit the rail first (see NV 5.6).
An alternative would be to kick the cue ball off the bottom rail to pocket the 1-ball,
but this is a more difficult shot, and it might not result in good position for the 2-ball shot.
Figure 5.8 Hitting the rail first to avoid an obstacle ball
NV 5.6 Hitting the rail first to avoid an obstacle ball
Principle 5.7 Hitting the rail first
Sometimes it is prudent or necessary to deflect the cue ball off a rail, to achieve good position (see Figure 5.7) or to avoid an obstacle ball (see Figure 5.8).
A final technique that can be used to help with position control is called "cheating the pocket".
This technique comes into play when you are faced with a straight-in shot,
but you want the cue ball to travel off the line to the pocket, after pocketing the ball.
Figure 5.9 and NV 5.7 illustrate an example of how this is done.
The cue ball is perfectly lined up to hit the 1-ball straight into the side pocket.
However, if the 1 -ball is hit straight in, the cue ball will remain on the line going through the side pockets.
To get the cue ball closer to the 2-ball for an easier next shot, you can cheat the pocket.
In other words, you hit the 1-ball at an angle away from the center of the pocket.
The 1-ball still goes in, but now, with a draw stroke, you can position the cue ball closer to the 2-ball for an easy next shot.
In this example, draw is a better option than follow because the 3-ball is in the way.
Figure 5.9 Cheating a pocket to achieve position
NV 5.7 Cheating a pocket
Principle 5.8 Cheating a pocket
You can aim away from the center of a pocket to help achieve desired cue ball position for the next shot (see Figure 5.9).
|