Глава 4. Винты (4)Раздел 4.05 Эффекты резки
В предыдущем разделе мы видели, как боковой винт может отбросить прицельный шар с ожидаемой линии столкновения шаров.
Другой источник броска - сила трения, возникающая при резке.
Чтобы отличать этот эффект от броска, вызванного боковым винтом, этот бросок называют броском, вызванным соударением шаров, или броском, вызванным резкой.
Бросок, вызванный соударением, и бросок, вызванный боковым винтом, - это на самом деле тот же самый эффект. Оба броска возникают в результате
относительного бокового трения между битком и прицельным шаром (как показано на Рисунке 4.22).
Как показано на Рисунке 4.26, когда вы выполняете удар по резке, прицельный шар отбрасывается в направлении движения битка.
Это связано с трением между битком и прицельным шаром во время соударения шаров.
Эти броски должны быть учтены при выполнении ударов на резке (смотри Рисунок 4.27 и Принцип 4.13), на больших расстояниях от лузы, где предел погрешности меньше.
Рисунок 4.26 Бросок, вызванный резкой
Рисунок 4.27 Пример перерезания для компенсации броска
Принцип 4.13 Вы должны перерезать
Удары по резке обычно нужно перерезать по причине эффекта броска, вызванного резкой (смотри Рисунок 4.27 и NV 4.16).
NV 4.16 Перерезание для компенсации броска HSV 4.8 Бросок, вызванный резкой, на высокой скорости HSV 4.9 Бросок, вызванный резкой, на низкой скорости
Бросок, вызванный резкой, может быть устранён тем, что называется внешний винт.
Принцип 4.14 описывает этот эффект, а на Рисунке 4.28 показано, как он используется.
В этом случае, чтобы избежать эффекта броска, для резки шара вправо используется левый боковой винт.
Это работает, потому что боковой винт противодействует движению шаров при резке таким образом, что во время контакта нет скольжения между битком и прицельным шаром.
Вместо этого, биток катится по прицельному шару во время взаимодействия шаров.
Этот боковой винт называется "внешний", так как биток ударяется наклейкой кия с внешней стороны, относительно контакта с прицельным шаром (смотри Рисунок 4.28).
В качестве альтернативы можно немного подкорректировать прицел и не использовать бокового винта (смотри Рисунок 4.27).
Это, пожалуй, лучший вариант для большинства людей.
Тем не менее, если вам необходимо использовать боковой винт при ударах на резке для достижения нужного выхода (смотри Главу 5), вам необходимо понимать эффект броска.
Как показано на Рисунке 4.29, бросок может быть даже более выраженным при использовании внутреннего винта.
В случае Рисунка 4.29 винт направлен в сторону соударения с прицельным шаром (внутренний).
Как и для любого удара с боковым винтом, поинтересуемся, какое количество бокового вращения нужно для достижения желаемого эффекта.
Эффект боковых винтов и резки очень важны для резки бортовых шаров и представлены в следующем разделе.
Принцип 4.14 Устранение броска, вызванного резкой
При ударах на резке использование внешнего винта минимизирует влияние на прицельный шар эффекта броска (смотри Рисунок 4.28). Рисунок 4.28 Использование внешнего винта для устранения броска, вызванного резкой
Рисунок 4.29 Усиленный бросок с внутренним винтом
Как и при передаче винта, упомянутой в предыдущем разделе, сила, приводящая к броску на резке, также придаёт небольшое количество бокового винта прицельному шару.
Это иногда называют винтом, вызванным соударением, или винтом, вызванным резкой (смотри Принцип 4.15).
Как и передача винта, этот эффект невелик и, как правило, им можно пренебречь.
Удары от бортов - одно из исключений, когда винт, вызванный резкой, может кардинально повлиять на удар (смотри Главу 6).
Принцип 4.15 Винт при резке
При ударе на резке (с боковым винтом или без него) прицельному шару может быть передано небольшое количество бокового винта.
Раздел 4.06 Резка бортовых шаров
Рисунок 4.30 иллюстрирует удар по резке, когда прицельный шар касается борта, и забивается такой шар в угловую лузу, прилегающую к борту.
Это довольно распространённый удар, потому что шары часто "ложатся" на борт.
На рисунке показан наиболее эффективный способ выполнить удар, когда биток сначала касается борта прямо перед прицельным шаром с естественным (бегущим) боковым винтом.
Когда направление бокового винта совпадает с направление отражение шара от борта, то такой винт называется естественным или бегущим,
в противном случае боковой винт называется обратным (смотри Раздел 6.05).
Как говорится в Принципе 4.16, основной причиной использования естественного бокового винта является то, данный винт помогает битку сблизиться с прицельным шаром.
Другая причина показан на Рисунке 4.31.
Обратите внимание, что биток продавливает борт и отскакивает в прицельный шар.
Как отмечалось в предыдущем разделе, в результате броска, вызванного соударением шаров, прицельный шар пойдёт в сторону от борта.
К счастью, бросок, вызванный естественным боковым винтом, будет действовать в обратном направлении и погасит этот эффект.
Рисунок 4.30 Резка бортового шара (рекомендованный метод)
NV 4.17 Резка бортового шара с участием естественного (бегущего) бокового винта HSV 4.10 Резка бортового шара с участием естественного (бегущего) бокового винта Рисунок 4.31 Аннулирование бросков при резке бортового шара
Принцип 4.16 Резка бортового шара
При резке шара, стоящего на борту, биток должен сначала попасть в борт с естественным (бегущим) боковым винтом (смотри Рисунок 4.30, NV 4.17 и HSV 4.10).
На Рисунках 4.32 - 4.34 показаны некоторые ситуации, когда что-то пошло не так при резке бортового шара.
Некоторые неопытные игроки считают, что лучший подход для резки бортовых шаров - это попытаться одновременно попасть в борт и прицельный шар.
Это подойдёт для ударов с малыми углами резки.
Также это сработает для коротких ударов, где прицельный шар стоит близко к лузе, так как в этом случае будет достаточно большой предел допустимой погрешности.
Однако, как показано на Рисунке 4.32, проблема, связанная с одновременным касанием прицельного шара и борта, заключается в том, что бросок, вызванный соударением шаров,
уведёт прицельный шар от борта.
Это можно исправить используя внешний винт (в данном случае - левый), но опять же такой подход не рекомендуется.
Удар в борт с естественным боковым винтом - гораздо более эффективный подход (смотри Принцип 4.16).
Допустимый предел погрешности гораздо больше и вы с лёгкостью сможете резать те бортовые шары, которые казались невозможными раньше,
когда вы пытались одновременно попадать в борт и прицельный шар.
Рисунок 4.32 Резка бортового шара (распространённая ошибка)
На Рисунке 4.33 показано, что может произойти, если вы попали в борт слишком рано (то есть расстояние от битка до прицельного шара в момент касания борта слишком большое).
Биток отражается слишком далеко от борта, поэтому возникает такая резка, что прицельный шар (отразившись от борта) уходит с борта (смотри HSV 4.11 и HSV 4.12).
В общем, биток должен попасть впереди прицельного шара на расстоянии от 1/8 до 1/4 дюйма (3 - 6 мм).
Расстояние от битка до прицельного шара в момент касания борта должно уменьшаться при больших углах резки.
Рисунок 4.32 Резка бортового шара (слишком большой зазор между битком и прицельным шаром)
HSV 4.11 Резка бортового шара с бегущим боковым винтом (биток попадает в борт очень рано) HSV 4.12 Резка бортового шара с бегущим боковым винтом (биток попадает в борт рано)
На Рисунке 4.34 показано, что произойдёт, если биток попадает со значительной скоростью слишком близко к прицельному шару.
Биток значительно продавливает борт и в таком положении попадает в прицельный шар.
В результате получается резка, направленная от борта и прицельный шар немедленно покидает борт (смотри HSV 4.13 - HSV 4.16).
Если вам нужно ударить сильно, то биток должен коснуться борта немного раньше, чем обычно.
Всегда при использовании бокового винта вы должны помнить об отклонении битка (смотри Принцип 4.9), которое может повлиять на путь битка к борту.
Для удара на Рисунке 4.34, биток отклонится влево. Таким образом, биток будет касаться борта раньше автоматически при использовании винта на сильном ударе.
Разве это не приятно, когда физика работает в вашу пользу?
Рисунок 4.34 Резка бортового шара (слишком сильный удар)
HSV 4.13 Резка бортового шара с бегущим боковым винтом. Удар слишком сильный и касание борта происходит слишком поздно HSV 4.14 Резка бортового шара с обратным боковым винтом, приводящая к уходу прицельного шара от борта HSV 4.15 Резка бортового шара немного в сторону от борта, преувеличивая эффект, изображённый на Рисунке 4.34 HSV 4.16 Резка бортового шара немного в сторону от борта, преувеличивая желаемый эффект, изображённый на Рисунке 4.30 Далее |
Chapter 4. Spin and English (4)Section 4.05 Cut-shot effects
In the previous section, we saw how English can throw the object ball off its expected impact-line path.
Another source of throw is cut-shot friction.
To distinguish this effect from English-induced throw, it is sometimes referred to as collision-induced throw, or cut-induced throw.
Collision-induced throw and English-induced throw are really the same effect, both resulting from relative sideways friction between
the cue ball and object ball (as shown in Figure 4.22).
As illustrated in Figure 4.26, when you hit a cut shot, the object ball is thrown in the direction of the cue ball motion.
This is due to the friction between the cue ball and the object ball during impact.
This throw must be accounted for when shooting cut shots (see Figure 4.27 and Principle 4.13), especially longer shots where the margin of error is smaller.
Figure 4.26 Cut shot throw
Figure 4.27 Example of overcutting a cut shot to compensate for throw
Principle 4.13 You need to overcut cut shots
Cut shots usually must be overcut due to throwing of the object ball (see Figure 4.27 and NV 4.16).
NV 4.16 Overcutting a cut shot to compensate for throw HSV 4.8 Cut-shot throw at fast speed HSV 4.9 Cut-shot throw at slow speed
Cut-shot throw can be eliminated with what is called outside English.
Principle 4.14 describes this effect and Figure 4.28 illustrates how it is used.
In this case, left English is used to cut the ball to the right without throw.
This works because the English counteracts the cut motion, so there is no sliding between the cue ball and the object ball during contact.
Instead, the cue ball rolls on the object ball during impact.
The English is called "outside" because the cue ball is hit on the side away from the object ball.
In the case of Figure 4.28, the cue ball is hit on the left side of the object ball, on the left side of (outside) the cue ball path.
The alternative is to adjust your cut-shot aim slightly and not use English (see Figure 4.27).
This is probably the best option for most people.
However, if you need to use English on a cut shot to achieve desired cue ball position for the next shot (see Chapter 5),
you need to he aware of the throw effect.
As Figure 4.29 illustrates, the throw can be even more pronounced when inside English is used.
In the case of Figure 4.29, the cue ball is hit on the same side as the object ball, on the right side of (inside) the cue ball path.
As with any shot involving English, it takes practice to know how much English to use to achieve the desired effect.
The effects of English and cut throw are very important in rail cut shots presented in the next section.
Principle 4.14 Eliminating cut throw
With cut shots, outside English can be used to minimize the effect of object-ball throw (see Figure 4.28).
Figure 4.28 Using outside English to eliminate cut throw
Figure 4.29 Increased throw with inside English
As with English transfer, described in the previous section, the cut throwing force also imparts a small amount of sidespin to the object ball.
This is sometimes referred to as collision-induced English, or cut-induced spin (see Principle 4.15).
As with English transfer, this effect is small and can usually be neglected.
Bank shots are one exception, where cut-induced spin can affect a shot dramatically (see hapter 6).
Principle 4.15 Cut spin
A cut shot (with or without English) can impart a small amount of sidespin to the object ball.
Section 4.06 Rail cut shots
Figure 4.30 illustrates a rail cut shot, where the object ball is touching the rail and is pocketed in the corner pocket adjacent to the rail.
This is a fairly common shot, because balls often come to rest against a rail in the rail groove.
The figure shows the highest percentage way to make the shot, where you hit the rail first, just ahead of the object ball, with natural (running) English.
When sidespin is in the rolling direction along the rail, the sidespin is referred to as natural English, or running English;
and when the sidespin is opposite the rolling direction, the sidespin is referred to as reverse English (see Section 6.05).
As summarized in Principle 4.16, the main reason for using natural English is that the sidespin helps kick the cue ball towards the object ball.
Another reason is illustrated in Figure 4.31.
Note that the cue ball compresses the rail and creates a rebound cut-shot on the object ball.
As was presented in the previous section, this would result in collision-induced throw, away from the rail,
fortunately, the English-induced throw, resulting from the natural English, is in the opposite direction, allowing these effects to cancel.
Figure 4.30 Rail cut shot (recommended method)
NV 4.17 Rail cut shot with natural (running) English HSV 4.10 Rail cut shot with natural (running) English Figure 4.31 Rail-cut shot throw cancellation
Principle 4.16 Rail cut shot
When cutting an object ball frozen (or close to frozen) on the rail, hit the rail first with natural (running) English (see Figure 4.30, NV 4.17, and HSV 4.10).
Figures 4.32-4.34 illustrate several things that can go wrong with rail cut shots.
Some inexperienced players believe that the best approach for rail cut shots is to try to hit the rail and object ball at exactly the same time.
This is appropriate advice for cut shots with small cut angles.
It also works for short cut shots where the object ball is close to the target pocket, because there is a fairly large margin of error.
However, as illustrated in Figure 4.32, the problem with hitting the object ball and rail at the same time is that the cut angle creates
collision-induced throw that drives the object ball into the rail, causing it to rebound away from the rail slightly.
This can be corrected using outside English (in this case, left English); but again, this is not the recommended approach.
Hitting the rail first with natural English is a much better approach (see Principle 4.16).
Your margin or error is much larger and you can easily make large cut-angle rail shots that are nearly impossible when trying to hit the ball and rail at the same time.
Figure 4.32 Rail cut shot (common mistake)
Figure 4.33 shows what can happen if you hit the rail too early (i.e., the gap between the cue ball and object ball, during rail contact, is too large).
The cue ball deflects too far off the rail and cuts the object ball into the rail, causing it to rebound away from the rail (see HSV 4.11 and HSV 4.12).
In general, you should hit no more than about 1/8 inch to 1/4 inch ahead of the object ball.
The gap between the cue ball and object ball at rail impact should be smaller for shots with larger cut angles.
Figure 4.33 Rail cut shot (gap too large)
HSV 4.11 Rail cut with running English, hitting the rail very early HSV 4.12 Rail cut with running English, hitting the rail early
Figure 4.34 shows what happens if the cue ball is hit too close to the object ball with significant speed.
The cue ball compresses the rail significantly and hits the object ball before it has rebounded completely.
The result is that the cue ball hits the object ball with a cut angle away from the rail, causing the object ball to leave the rail immediately (see HSV 4.13 through HSV 4.16).
When you need to hit a cut shot hard, you need to hit the rail a little earlier than normal.
Anytime you use sidespin English, you also must be aware of and adjust for English deflection (see Principle 4.9), which affects the cue ball’s path to the rail.
For the shot in Figure 4.34, the English deflection will be to the left, so the cue ball will
hit the rail earlier automatically as a result of using the English at the higher speed.
Isn’t it nice when physics works in your favor?
Figure 4.34 Rail cut shot (too fast)
HSV 4.13 Rail cut with running English, hitting the rail late and too hard HSV 4.14 Rail cut with reverse English, with kiss away from the rail HSV 4.15 Rail cut, slightly away from the rail, exaggerating the effect of Figure 4.34 HSV 4.16 Rail cut, slightly away from the rail, exaggerating the desired effects of Figure 4.30 |