Глава 2. ОсновыВ этой главе вы узнаете и укрепите основы выполнения ударов в пуле. Это важная тема потому, что вы не будете иметь большой успех, если не будете правильно выполнять удар с прямолинейным ходом кия и плотным контактом с битком. Если вы не изучите как правильно держать и выполнять замах кием и сохранять твёрдую устойчивую и удобную стойку, большая часть информации в этой книге будет вам малополезна. Вы должны практиковать эти основы, доведя до автоматизма. Пожалуйста, потратьте бОльшую часть своих усилий на изучения основ, нежели на продвинутый материал, изложенный в конце книги (смотри Принцип 2.1). Во время тренировок сосредоточьтесь на коротких и простых ударах, улучшая способность уверенно выполнять удары и делать хороший выход. Не прорабатывайте длинные и сложные удары до тех пор, пока полностью не освоили игру накоротке. Даже опытные игроки часто могут извлекать выгоду от совершенствования основ своей игры (например, обеспечивая более твёрдую стойку и замах). Если у вас есть доступ к видеокамере, нет ничего лучше, чем иметь возможность просматривать с различных ракурсов собственные удары, что помогает выявить потенциальные проблемы, связанные с основами.
Принцип 2.1 Играй накоротке
Очень немногие игры могут быть выиграны с использованием только продвинутых или сложных ударов, зато многие игры могут быть проиграны, если не иметь прочных основ (в выполнении ударов) и способности выполнять элементарные удары.
Если вы не новичок в бильярде, то вы можете найти эту главу немного скучной, потому что в ней идёт речь об основах основ. Тем не менее, вы должны попробовать набраться терпения и прочитать это, чтобы удостовериться, что не обзавелись какими-либо дурными привычками. Кроме того, постарайтесь иметь в виду, что не имея прочных основ, вы не сможете в полной мере использовать все полезные инструменты и методы, представленные в этой книге. Раздел 2.01 Кий и наклейкаДля стабильного выполнения ударов и хорошего контакта кия с битком, кий должен быть прямой, а наклейка кия должна быть в хорошем состоянии. Кроме того, кий должен иметь вес, удобный для вас. Как в случае с бейсбольной битой или клюшкой для гольфа не существует какого-либо определённого оптимального веса и всё зависит от индивидуальных предпочтений, однако необходимо знать, что более лёгкие кии, как правило менее стабильны, что приводит к менее определённому удару. Наиболее важный момент, относящийся к кию, - это состояние наклейки (смотри Принцип 2.2).
Принцип 2.2 Обращайтесь с наклейкой кия хорошо
Наклейка кия должна быть в форме сферы, правильно текстурирована и намелена должным образом для обеспечения надёжного контакта с битком.
Если наклейка не имеет правильную (полукруглую) форму, правильно не текстурирована и не намелена должным образом, вероятность кикса увеличивается.
Кикс - это когда во время выполнения удара наклейка теряет контакт с битком.
Когда происходит кикс, биток идёт НЕ по линии прицеливания.
Вместо этого, он отскакивает в сторону (см. NV 2.1 и HSV 2.1).
NV 2.1 Кикс при ударе не по центру шара HSV 2.1 Кикс при ударе не по центру шара
На Рисунке 2.1 показана форма наклейки, считающаяся хорошей.
Кривизны наклейки должна быть примерно равна кривизне 5-центовой монеты (диаметр 21,21 мм).
Рисунок 2.1. Идеальная форма наклейки
Как показано на Рисунке 2.2а, это приводит к хорошему контакту наклейки с шаром для широкого диапазона точек контакта на шаре.
Плоская наклейка не обеспечивает достаточной площади контакта при ударе не по центру шара (см. Рисунок 2.2б)
Рисунок 2.2 Влияние формы наклейки кия на контакт с шаром
На Рисунке 2.3 показаны некоторые инструменты, используемые для округления и придания шероховатости наклейке
Рисунок 2.3 Инструменты для подготовки наклейки
Наличие шероховатости важно для смягчения наклейки и лучшего удерживания наклейкой мела, что значительно увеличивает коэффициент трения между наклейкой и битком (смотри TP 2.1)
У вас должно войти в привычку мелить наклейку перед каждым ударом, особенно перед мощными ударами и/или ударами с винтом для обеспечения лучшего контакта. Раздел 2.02 Хват кияПод хватом кия понимается удерживание кия рукой за турник. Для правши хват осуществляется правой рукой. Не существует оптимального хвата кия и конкретные предпочтения меняются от человека к человеку, но вы должны пытаться придерживаться "лучших практик", изложенных в Принципе 2.3.
Принцип 2.3 "Лучшие практики" хвата
Хороший хват кия, как правило должен соответствовать следующему списку "лучших практик":
Принцип 2.4 "Мёртвая хватка"
Не держите кий слишком крепко и слишком жёстко.
NV 2.2 Крупный план хватки кия во время выполнения хорошего замаха Рисунок 2.4 Хороший хват
На Рисунке 2.5 показано несколько примеров плохого хвата кия.
Хват не должен быть слишком сжатой, предплечье не должно сильно смещаться с вертикальной лини (то есть, хват не должен быть слишком высокий и слишком низкий)
и запястье не должно быть согнуто.
Рисунок 2.5 Неправильный хват
Как и все остальное в этой главе, "лучшие практики", перечисленные в Принципе 2.3, должны быть приняты только как рекомендации, а не как абсолютные требования. Этот список содержит приёмы, которым следуют большинство хороших игроков. Ваш индивидуальный стиль может несколько отличаться от описанных практик, и это хорошо, ибо главное, чтобы вам было удобно. Тем не менее, вы должны попытаться ограничить свои причуды и по мере возможности придерживаться рекомендуемых методов. Раздел 2.03 Мост
Термин "мост" используется для обозначения руки или механического устройства, используемого для поддержки шафта кия недалеко от наклейки.
Механический мост (машинка / "тёща") используется, когда биток находится слишком далеко для того, чтобы установить удобный ручной мост (подробнее смотри далее в этом разделе).
Рисунок 2.6 показывает примеры для каждого из различных типов ручных мостов.
Открытый или V-образный мост (смотри Рисунок 2.6а) - это мост, где шафт кия скользит по V-образной опоре, созданной большим пальцем и основанием указательного пальца.
Открытый мост является самым лёгким в освоении и рекомендуется для основных ударов (смотри Принцип 2.5).
Закрытый мост (смотри Рисунок 2.6b) - это мост, где указательный палец обхватывает и ограничивает кий (предотвращает несанкционированное поднимание кия).
Закрытый мост более подходит для сильных ударов и/или ударов с винтом.
Рисунок 2.6 (а, b) Типы ручных мостов
Для ударов накатом (смотри Главу 4) открытые и закрытые мосты могут быть (при)подняты (смотри Рисунок 2.6с)
У полностью поднятого открытого моста (Смотри Рисунок 2.6d) опорой служат только кончики пальцев. Такой мост может понадобиться, чтобы выполнять удар через шар-препятствие.
Когда биток находится близко с бортом, вы должны изменить свой мост сообразно с рельефом стола, как показано на Рисунке 2.7.
Если это возможно, направляйте кий по борту между двумя пальцами (смотри Рисунок 2.7b).
Этот мост стабильный и комфортный и позволяет держать кий на определённом уровне высоты (не поднятым).
Рисунок 2.6 (c, d) Типы ручных мостов
Рисунок 2.7 Варианты мостов с использованием борта
Принцип 2.5 Лучший мост
Используйте открытый мост когда впервые учитесь играть и для большинства ударов, не требующих силы.
Не существует оптимальной техники для установки ручного моста - конкретные предпочтения отличаются от человека к человеку. Однако, независимо от используемой техники, мост должен быть максимально стабильный и комфортный. В общем, вы должны стараться придерживаться "лучших практик", представленных в Принципе 2.6.
Принцип 2.6 Лучшие практики
Хороший мост, как правило, должен соответствовать следующему списку "лучших практик":
Как показано на Рисунке 2.8, при использовании машинки, поставьте её стол и сделайте устойчивой с помощью мостовой руки.
Выберите положение локтя для наиболее удобного прямого удара.
Многие хорошие игроки отводят локоть в сторону, сгибая руку во время выполнения замаха (смотри Рисунок 2.8b и NV 2.3).
Другим вариантом является опустить согнутый локоть вниз и поднять руку вверх (смотри Рисунок 2.8a и NV 2.3).
В любом случае, постарайтесь ограничить силу удара и использование винтов при пользовании машинкой, дабы снизить вероятность кикса (смотри Принцип 2.7).
Рисунок 2.8 Техника пользования машинкой
NV 2.3 Удар с использованием машинки
Принцип 2.7 Остерегайтесь машинки
Не бойтесь и не стесняйтесь пользоваться машинкой, но используйте её только тогда, когда нет возможности выполнить удар удобно и надёжно без неё.
Другие продвинутые мосты и стойки обсуждаются в Главе 7, где пойдёт речь о массе и перескоках. Эти удары требуют очень высоких и устойчивых мостов (не требующихся в обычных ударах). Раздел 2.04 СтойкаПод стойкой понимается положение ног и тела во время выполнения удара. Как и для установки моста, стабильность и комфорт являются наиболее важными факторами. Не существует оптимальной стойки, и даже у профессиональных игроков стойки могут слегка отличаться. Однако, вы должны стараться придерживаться "лучших практик", изложенных в Принципе 2.8.
Принцип 2.8 Лучшие практики стойки бильярдиста
Хорошая стойка, как правило, должна соответствовать следующему списку "лучших практик":
Рисунок 2.9 показывает пример хорошей стойки, в соответствии с "лучшими практиками", перечисленные в Принципе 2.8.
Возможные ошибки в стойке перечислены в Принципе 2.9.
Рисунок 2.9 Хорошая стойка
Принцип 2.9 "Запреты" касательно стойки
Некоторые особенности стойки могут быть неправильными и приводить к плохой или нестабильной игре. Не забывайте о следующих "запретах":
Раздел 2.05 Замах
Замах - это движение вашей руки во время выполнения удара.
Во время замаха многие процессы могут пойти неправильно.
Фактически, проблемы большинства игроков, как правило связаны с техникой их замаха.
Как и другие основы в этой главе, техника замаха не является точной наукой, однако некоторые требования и рекомендации очень важны.
При выполнении замаха старайтесь придерживаться "лучших практик", изложенных в Принципе 2.10.
Наиболее важные моменты во время замаха: помнить о том, что рука движется только от локтя вниз (смотри Принцип 2.11);
выполнять горизонтальный замах (смотри Принцип 2.12); и препятствовать рулению кием во время и после выполнения замаха (смотри Принцип 2.13)
Будьте особенно сосредоточенным во время выполнения замаха и сопровождения кием битка.
Принцип 2.10 Лучшие практики замаха
Хороший замах (смотри NV 2.5), как правило, должен соответствовать следующему списку лучших практик:
NV 2.5 Хороший замах
Принцип 2.11 Не двигайтесь!
Во время удара и сопровождения битка кием сохраняйте положение головы и тела. Единственное, что необходимо переместить - это маховая рука от локтя вниз.
Принцип 2.12 Горизонтальный замах
Если кий во время замаха не движется горизонтально, то биток пойдёт по дуге (если конечно удар не произведён в мёртвую точку).
Принцип 2.13 Руление кием
Не пытайтесь рулить кием во время сопровождения битка (смотри NV 2.6)
NV 2.6 Сопровождение битка кием с рулением
Принцип 2.14 содержит ещё некоторые моменты, относящиеся к замаху.
Эти моменты более тонкие, чем представленные в Принципе 2.10, но они очень важны.
Принцип 2.14 Дополнительные "лучшие практики" замаха
Когда выполняете замах, помните о следующих моментах:
Рисунок 2.10 Расположение плоскости замаха
Далее |
Chapter 2. FundamentalsIn this chapter you will learn and reinforce the fundamentals of pool stroke mechanics. This is an important topic because if you cannot routinely stroke the cue stick straight and make solid contact with the cue ball, you will not have much success. If you do not learn how to hold and swing the stick straight and comfortably, and do not maintain a solid, stable, comfortable, and still stance, most of the information in this book will be of little use. You need to practice these fundamentals until they are second nature. Please spend most of your effort on the fundamentals, and not on the more advanced stuff later in the book (see Principle 2.1). When practicing, concentrate on short and easy shots, improving your ability to make the shots and control post-shot position with confidence. Do not work on long and difficult shots until you have completely mastered the “short game.” Even experienced players can often benefit by improving the fundamentals of their game (e.g., ensuring their stance and stroke are solid). If you have access to a video camera, nothing is better than being able to see your-self shot (from several different angles) to help diagnose potential problems with your fundamentals.
Principle 2.1 The "short game"
Very few pool games can be won by making advanced or difficult shots, but many games can be lost by not having strong fundamentals and the ability to make easy shots.
If you are not new to the game of pool, you might find this chapter a little boring because it deals with very basic fundamentals. However, you should try to have patience and read through it anyway to make sure you have not developed any bad habits. Also, try to keep in mind that if you don’t have solid fundamentals, you won’t be able to take full advantage of all of the cool tools and techniques presented throughout the book. Section 2.01 Cue stick and tipTo shoot consistently and make good contact with the cue ball, the cue stick must be straight and the cue tip must be in good condition. In addition to being straight, the cue stick should also have a weight that is comfortable for you. As with baseball-bat or golf-club selection, there is no optimal choice for the weight, and individual preferences will vary; but be aware that lighter sticks will usually be less stable, resulting in a less certain stroke. The most important thing about the cue stick is the cue-tip condition (see Principle 2.2).
Principle 2.2 Treat your cue tip well
The cue stick tip must be shaped, textured, and chalked to ensure solid contact with the cue ball.
If the tip is not shaped, textured, and chalked properly, the likelihood of miscues increases.
A miscue is where the tip loses firm contact with the cue ball during impact.
When you miscue, the cue ball does not travel in the cue stick aiming-line direction.
Instead, it bounces off to the side (see NV 2.1 and HSV 2.1).
NV 2.1 Miscue due to off-center hit with no chalk HSV 2.1 Miscue due to off-center hit with no chalk
Figure 2.1 shows a cue-tip shape that is considered good.
The tip’s curvature should be roughly the curvature of a nickel.
Figure 2.1 Ideal cue-tip shape
As illustrated in Figure 2.2a, this results in good tip-ball contact for a wide range of ball contact points.
A flatter tip does not provide enough of a contact surface when the ball is hit off-center (see Figure 2.2b).
Figure 2.2 The effect of cue-tip shape on ball contactБ
Figure 2.3 shows examples of some commercially available tools used to shape and roughen the tip surface.
Figure 2.3 Cue-tip preparation tools
Roughening is important to help soften the tip surface and help the tip retain chalk, which dramatically increases the friction between the tip and the ball (see TP 2.1).
You should get in the habit of chalking the entire cue-tip surface before every shot, especially for shots requiring English or power, to ensure the best possible contact. roughening/ texturing tool Section 2.02 GripThe grip refers to the hold between the stroking hand and the butt of the cue. For a right-handed person, the grip is established with the right hand. There is no optimal grip, and specific preferences will differ from person to person, but you should try to stick to the "best practices" summarized in Principle 2.3.
Principle 2.3 Grip "best practices"
A good grip should generally comply with the following list of "best practices":
Principle 2.4 Death grip
Do not hold the cue stick too firmly or rigidly.
NV 2.2 Close-up of the grip during a good stroke Figure 2.4 Good grip
Figure 2.5 shows several examples of poor grips.
The grip should not be too tight, the forearm should not be off vertical (i.e., the grip should not be too far back or forward), and the wrist should not be bent.
Figure 2.5 Bad grips
As with everything else in this chapter, the "best practices" listed in Principle 2.3 should be taken simply as recommendations, not absolute requirements. The list describes practices followed by most good players. Your personal style may deviate from these practices somewhat, and that is fine because the most important thing is that you are comfortable. However, you should try to limit your idiosyncrasies and stick with the recommended techniques whenever possible. Section 2.03 BridgeThe bridge refers to the hand or device used to support the shaft end of the cue close to the tip. A mechanical bridge, also referred to simply as the bridge, is used when the cue ball is too far away to establish a comfortable hand bridge (see more details later in this section). Figure 2.6 shows examples of each of the different types of hand bridges. The open bridge or V-bridge (see Figure 2.6a), where the shaft slides in a V-shape created by the thumb and the base of the index finger, is the easiest to learn and is recommended for basic shots (see Principle 2.5). The closed bridge (see Figure 2.6b), where the index finger wraps around and constrains the stick from lifting up, is more appropriate for shots requiring power and English.Figure 2.6 (а, b) Various hand bridges
For hitting follow shots (see Chapter 4), the open and closed bridges can be elevated by cupping the hand (see Figure 2.6c).
A fully elevated open bridge (see Figure 2.6d), where only your fingertips provide support, is required to shoot over an obstacle ball finally,
when the cue ball is close to a rail, you must modify your bridge to accommodate the table as shown in Figure 2.7.
Guide the stick on the rail cushion between two fingers (see Figure 2.7b) whenever possible.
This bridge is stable and comfortable and keeps the cue stick as level (non elevated) as possible.
Figure 2.6 (c, d) Various hand bridges
Figure 2.7 Various rail bridges
Principle 2.5 Best bridge
Use an open bridge when first learning to play, and for most shots not requiring power.
There are no optimal techniques for forming hand bridges, and specific preferences will differ from person to person. However, whatever technique you use, the bridge should be as stable and comfortable as possible. In general, you should try to stick to the "best practices" summarized in Principle 2.6.
Principle 2.6 Bridge "best practices"
A good bridge should generally comply with the following list of "best practices":
As shown in Figure 2.8, when using a mechanical bridge, rest it on the table and stabilize it with your bridge hand.
Choose an elbow position resulting in the most comfortable, straight stroke.
Many good players keep their elbow out to the side, flexing their whole arm during the stroke (see Figure 2.8b and NV 2.3).
Another option is to keep the elbow down with the arm up, just flexing the elbow (see Figure 2.8a and NV 2.3).
In any case, try to limit speed and spin when using the mechanical bridge to help reduce the possibility of a miscue (see Principle 2.7).
Figure 2.8 Mechanical-bridge technique
NV 2.3 Mechanical-bridge stroke
Principle 2.7 Beware of the mechanical bridge
Do not be afraid or embarrassed to use a mechanical bridge, but use it only when you cannot hit a shot comfortably and reliably without it
More advanced bridges and stances are discussed in Chapter 7 where masse and jump shots are presented. These shots require highly elevated and stable bridges that are not required for normal shots. Section 2.04 StanceStance refers to your feet placement and body posture during a stroke. As with the bridge, stability and comfort are the most important factors. There is no optimal stance, and even professional players vary quite a bit when it comes to stance; however, you should try to stick to the "best practices" summarized in Principle 2.8.
Principle 2.8 Stance "best practices"
A good stance should generally comply with the following list of "best practices":
Figure 2.9 shows an example of a good stance, per the best practices listed in Principle 2.8.
Things that can go wrong with a stance are summarized in Principle 2.9.
Figure 2.9 Good stance
Principle 2.9 Stance "don’ts"
Many things can go wrong with a stance, leading to poor or inconsistent play. Be aware of the following "don’ts":
Section 2.05 Stroke
Stroke refers to the motion of your arm during a shot.
Many things can go wrong with a stroke.
In fact, problems with most players games are usually related to their stroke mechanics.
As with the other basics in this chapter, stroke technique is not an exact science; although some of the stroke necessities and recommendations are
more important than some of the other basics.
When working on your stroke, you should try to stick to the "best practices" summarized in Principle 2.10.
Probably the most important things to remember are to move your arm only from the elbow down (see Principle 2.11),
to keep the stroke level (see Principle 2.12), and to resist steering the stroke with "body English" during and after cue ball impact (see Principle 2.13).
Stay particularly focused on keeping the stroke straight and following through.
Principle 2.10 Stroke "best practices"
A good stroke (see NV 2.5) should generally comply with the following list of "best practices":
NV 2.5 A good stroke
Principle 2.11 Don’t move anything
During your stroke and follow-through, keep your head and body still. The only thing you should move is your stroking arm from the elbow down.
Principle 2.12 Level stroke
If the cue stick is not level when it strikes the cue ball, the cue ball path will curve unless the cue ball is struck dead center.
Principle 2.13 Stroke "steer"
Do not steer your follow-through (see NV 2.6).
NV 2.6 Steering follow-through
Principle 2.14 summarizes some more points to keep in mind concerning the stroke.
These points are subtler than those presented in Principle 2.10, but they are still important.
Principle 2.14 Additional stroke "best practices"
Keep the following points in mind when executing your stroke:
Figure 2.10 Stroking-plane alignment
|