Глава 7. Продвинутые методы (Выполнение ударов)

Глава 7. Продвинутые методы (Выполнение ударов)


В этой главе вы изучите несколько продвинутых ударов и методов, которые иногда необходимы, если вы хотите быть конкурентоспособным бильярдистом и регулярно побеждать. Точно так же, как в случае со всеми предыдущими главами, вы не должны начинать изучение этой главы до тех пор, пока ни освоите в полной мере фундаментальные вещи, представленные в начале книги. Чтобы играть на вершине своих возможностей вы должны быть способны выполнять основные удары настолько хорошо, что вам едва ли понадобится прибегать к трудным ударам, обсуждаемым в этой главе, если конечно соперник или стечение обстоятельств ни заставят вас этого сделать.

Раздел 7.01 Комбинационные удары

Комбинационный удар представляет из себя удар, когда прицельный шар попадает в один или несколько шаров и забивает его в лузу. На Рисунке 7.1 показан пример комбинационного удара с участием двух шаров: биток попадает в шар "1", а затем "1" попадает в "2" и отправляет его в лузу. Этот удар не прост, но других разумных вариантов атаки в данной ситуации нет. Возможно, в данной ситуации более подходит отыгрыш (смотри Раздел 5.06). Чтобы прицелить комбинационный удар вы должны применить метод прицеливания ударов по резке (смотри Раздел 3.02) дважды. Как показано на Рисунке 7.1, сначала следует визуализировать положение воображаемого шара для создания необходимой линии столкновения шаров "1" и "2". Затем вы визуализируете требуемое положение воображаемого шара для создания необходимой линии столкновения битка и шара "1"(смотри NV 7.1). Этот метод может показаться простым, но комбинационные удары, как правило, гораздо сложнее, чем кажутся (смотри Принцип 7.1). Единственное исключение - это когда шары стоят достаточно близко друг от друга и выровнены достаточно прямо, относительно цели.

Рисунок 7.1 Прицеливание комбинационного удара



NV 7.1 Прицеливание комбинационного удара

Комбинационные удары, могут быть весьма сложны, так как любая погрешность при взаимодействии с первым шаром (соударение битка и шара "1" на Рисунке 7.1) сильно влияет на второе соударение (между шарами "1" и "2" на Рисунке 7.1). Как указано в Главе 4 (смотри Принцип 3.17), небольшая ошибка в угле резки приводит к значительно большей ошибке в направлении линии столкновения шаров. Таким образом, очень малая ошибка в угле резки на шаре "1" выливается в большую ошибку первой линии столкновения шаров, создавая ещё большую ошибку в угле резки на шаре "2", что выливается в ещё большую ошибку окончательного направления движения шара "2". Этот "снежный ком" ошибок изображён на Рисунке 7.2. Уровень сложности удара резко возрастает с увеличением расстояний между битком, прицельными шарами и целевой лузой, а также с увеличением углов резки.

Принцип 7.1 Комбинационные удары сложны

Если шары комбинационного удара не расположены близко друг к другу и не находятся на одной линии с целевой лузой, то допустимый предел погрешности крайне мал (то есть, большая вероятность не забить шар).

  • Так как комбинационный удар включает последовательное взаимодействие нескольких шаров, то ошибки обоих взаимодействий приводят к гораздо большей ошибке в финальной траектории последнего шара (смотри Рисунок 7.2).
  • Уровень сложности удара резко возрастает с увеличением расстояния между шарами и увеличением углов резки (смотри Принцип 3.17).

Рисунок 7.2 Последовательность ошибок в комбинационном ударе


Раздел 7.02 Карамбольные удары

Карамбольный удар представляет из себя удар, когда биток или прицельный шар, отразившись от другого шара, забивает в лузу третий шар. На Рисунке 7.3 показан пример карамбольного удара, когда биток, отразившись от одного прицельного шара, попадает в другой прицельный шар и забивает его в лузу. На Рисунке 7.4 показан пример карамбольного удара, когда прицельный шар, отразившись от второго прицельного шара, забивает в лузу третий. Эти удары могут показаться сложным, но на самом деле они не так сложны, если у вас есть чёткое понимание Правила 90° (смотри Принцип 3.3). Как показано на Рисунке 7.3, оттяжка используется чтобы при контакте с первым прицельным шаром у битка отсутствовало какое-либо вращение. Это приведёт к тому, что биток отразится от первого прицельного шара перпендикулярно линии столкновения шаров. Таким образом, биток движется вдоль тангенсной линии и забивает в лузу второй прицельный шар (смотри NV 7.2). Учитывая расположение шаров на Рисунке 7.3, такой удар - это единственный реальный шанс забить шар. К счастью, если вы можете визуализировать линию столкновения шаров и расположение воображаемого шара, необходимые для определения направления тангенсной линии, то такой удар выполняется легко. Чтобы прицелиться в данном случае, прежде всего необходимо визуализировать тангенсную линию (например, прибегнув к помощи кия), а затем определить линию столкновения шаров, перпендикулярную тангенсной (смотри NV 7.2).

Рисунок 7.3 Карамбольный удар битком



NV 7.2 Карамбольный удар битком

На Рисунке 7.4 показан карамбольный удар, где прицельный шар (вместо битка), отразившись от другого прицельного шара, забивает в лузу третий прицельный шар. Это сложно воспринимается на слух, но на самом деле удар не намного сложнее карамбольного удара, показанного на Рисунке 7.3. Ситуация была бы гораздо более сложна, если бы биток находился значительно дальше от шара "1", или если бы угол резки был больше требуемой (смотри Главу 3). Процедура прицеливания точно такая же, как описано выше. Сперва визуализируется тангенсная линии для шара "1", далее находится перпендикулярная ей линия столкновения шаров, и далее шаром "1" целимся в соответствующую точку шара "5", чтобы отправить шар "1" вдоль требуемой тангенсной линии (смотри NV 7.3). Основным отличием карамбольных ударов, выполненных биток и прицельным шаром, - это больший контроль винтов в первом случае. Для карамбольных ударов битком вы имеете полный контроль над вращением битка, а для карамбольных ударов прицельным шаром единственный способ избежать влияния винта в момент соударения прицельного шара с другим прицельным шаром (например при взаимодействии шара "1" с шаром "5" на Рисунке 7.4), - это ударить достаточно сильно, особенно если между отскакивающим прицельным шаром (шар "1") и вторым прицельным шаром (шар "5") значительное расстояние. Как показано на Рисунке 7.4, поскольку шар "1" находится достаточно близко к шару "5", то чрезмерной силы удара не требуется, но всё-таки она должна быть существенной. Если ударить значительно мягче, то шар "1" к моменту касания шара "5" приобретёт накат и отскочит уже не вдоль тангенсной линии (смотри Разделы 3.04 и 4.07).

Рисунок 7.4 Карамбольный удар прицельным шаром



NV 7.3 Карамбольный удар прицельным шаром

Правило 30° (смотри Принцип 3.5) может также иметь неоценимое значение для планирования карамбольных ударов. На Рисунке 7.5 показан хороший пример из "Девятки", где выполняется карамбольный удар битком, приводящий к победе в игре. Напомню, что Правило 30° гласит, что биток отклоняется от своего первоначального пути примерно на 30° в достаточно широком диапазоне углов резки. Это означает, что удар, изображённый на Рисунке 7.5, легко выполнить (то есть, существует большой предел погрешности), если вы будете осторожны с размером удара. Как показано на Рисунке 7.5, биток ударяется немного выше центра, чтобы быть уверенным, что он будет катиться по сукну в момент попадания в шар "1", в противном случае Правило 30° не применимо. Кроме того, удар выполнен достаточно тихо так, что биток "встаёт" на требуемую траекторию сразу после соударения с шаром "1" (смотри NV 7.4). Если бы удар был сильнее, то биток сначала бы пошёл вдоль тангенсной линии, прежде чем пойти в направлении 30° (смотри Раздел 4.07), что могло бы привести к промаху.

Рисунок 7.5 Пример карамбольного удара битком с применением Правила 30°



NV 7.4 Карамбольный удар битком с применением Правила 30°

Поскольку шар "9" на Рисунке 7.5 является "подставой", то выбор карамбольного удара является очевидным выбором, так как приводит к победе. Тем не менее, даже если бы на месте "девятки" стоял какой-либо другой шар, то данный карамбольный удар по-прежнему являлся бы более предпочтительным, нежели играть комбинационный удар, с участием шаров "1" и "2". Это обусловлено тем, что допустимый предел погрешности карамбольного удара с применением Правила 30° гораздо больше, чем для комбинационного удара. Кроме того, даже если бы шар "1" не блокировал путь шара "1" в угловую лузу, карамбольный удар всё равно более предпочтителен (проще выполнить), чем резка шара "1" в нижнюю угловую лузу. Опять таки это обусловлено тем, что допустимый предел погрешности карамбольного удара с применением Правила 30° всё ещё больше, чем для удара с большим углом резки (смотри Главу 3). Принцип 7.2 обобщает окончательные выводы, касающиеся карамбольных ударов.

Принцип 7.2 Карамбольные удары иногда лучше комбинационных ударов и ударов на сильной резке

Карамбольный удар с нормальным накатом, как правило, лучший вариант, нежели трудный комбинационный удар или удар на экстремальной резке.

  • Предел погрешности для карамбольного удара с естественным накатом достаточно велик (смотри Раздел 3.04) при условии, что скорость низка (смотри Раздел 4.07).
  • Комбинационные удары могут быть значительно более сложными, чем кажется (смотри Принцип 7.1).
  • Предел погрешности для удара с большим углом резки может быть чрезвычайно мал (смотри Принцип 3.17).



Раздел 7.03 Отброс шара при ударе по замороженным шарам

Термин "замороженные шары" используется для обозначения двух соприкасающихся шаров. Биток может быть заморожен к прицельному шару, либо могут быть замороженными вместе два прицельных шара. В этих случаях вы должны быть в курсе наличия эффектов отброса шара, когда уходящий шар может немного смещаться с линии соударения двух замороженных шаров.

На Рисунке 7.6 показан пример двух замороженных шаров, где шар "1" касается шара "2". Обратите внимание, что линия столкновения шаров "1" и "2" направлена не в целевую лузу (смотри NV 7.5). Многие неопытные игроки думают, что поскольку шары соприкасаются, то при ударе в шар "1" шар "2" пойдёт вдоль линии соударения шаров "1" и "2". Как показано на Рисунке 7.7, это верно только лишь в случае, когда биток попадает в шар "1" таким образом, что линия столкновения шаров совпадает с линией столкновения шаров "1" и "2". Однако, если биток попадает в шар "1" как показано на Рисунке 7.6, то в момент взаимодействия между шарами "1" и "2" действую силы скольжения, создавая эффект броска (смотри Раздел 4.05). Направления отброса шара "2" не зависит от угла сближения битка. Обе траектории движения битка (траектории А и В) приводят к отбрасыванию "двойки" в направлении тангенсной линии шара "1". Этот эффект поможет вам выполнить удары, которые новички считают нереальными. В Принципе 7.3 изложены основные моменты, касающиеся этого типа ударов.

Рисунок 7.6 Отброс шара при ударе по замороженным шарам



NV 7.5 Отброс шара при ударе по замороженным шарам

Рисунок 7.7 Позиция битка, позволяющего избежать отброса шара при ударе по замороженным шарам


Принцип 7.3 Отброс шара при ударе по замороженным шарам

Если мы попадаем битком в один из замороженных шаров под углом к линии столкновения этих шаров, то второй замороженный шар будет отброшен с линии столкновения в направлении движения первого шара (смотри Рисунок 7.6).

  • Отбрасывание происходит по причине действия сил трения между двумя прицельными шарами. По той же самой причине происходит отбрасывание, связанное с использованием бокового винта (смотри Принцип 4.11) и отбрасывание, вызванное резкой (смотри Раздел 4.05).
  • Степень отбрасывания увеличивается с уменьшением силы удара (смотри HSV 7.1 и 7.3).
  • Если в момент касания первого прицельного шара биток оказывается на линии соударения двух замороженных шаров (смотри Рисунок 7.7), то второй прицельный шар пойдёт чётко вдоль линии соударения (то есть, в данном случае без отбрасывания).
  • Степень отбрасывания увеличивается с увеличением угла воздействия (смотри Рисунок 7.6).
  • Направление отбрасывание зависит от угла сближения (смотри траектории А и В на Рисунке 7.6).
  • Когда угол сближения отличается от угла воздействия (смотри Рисунок 7.6), то есть существует резка, то образуется небольшое количество бокового винта, вызванного резкой (смотри Принцип 4.15), что может несколько уменьшить угол отброса. Кроме того, если у битка имеется боковое вращение, то малое количество вращения будет передано на прицельный шар (смотри Раздел 4.04), что может немного повлиять на отбрасывание (смотри HSV 7.2 и 7.4). Эти эффекты, как правило, не достаточно значительны, чтобы уделять им внимание и обычно ими можно пренебречь.



HSV 7.1 Отброс шара при тихом ударе по замороженным шарам



HSV 7.2 Отброс шара при тихом ударе с боковым винтом по замороженным шарам



HSV 7.3 Отброс шара при сильном ударе по замороженным шарам



HSV 7.4 Отброс шара при сильном ударе с боковым винтом по замороженным шарам

На Рисунке 7.8 показан другой тип удара с участием замороженных шаров - когда биток стоит вплотную к прицельному шару. Опять же, в такой ситуации многие неопытные игроки думают, что не возможно влиять на траекторию движения прицельного шара. Они наивно полагают, что прицельный шар пойдёт вдоль линии столкновения шаров, независимо от того, как произведён удар битком. Однако, как и в случае с двумя замороженными прицельными шарами, вы можете инициировать эффект отброса прицельного шара. Как и для удара с броском без участия замороженных шаров (смотри Принцип 4.11), прицельный шар отбрасывается в направлении, противоположном направлению бокового винта. Как показано на Рисунке 7.8 правый боковой винт отбрасывает прицельный шар влево (смотри NV 7.6). Поскольку биток стоит вплотную к прицельному шару, то благодаря этому может быть достигнута большая степень отбрасывания, чем в ситуации, если бы шары были не заморожены. На Рисунке 7.9 показано, как угол резки может быть использован (вместо бокового винта) для отбрасывания замороженного прицельного шара. В Принципе 7.4 изложены основные моменты, касающиеся этого типа замороженных шаров.

Рисунок 7.8 Отбрасывание прицельного шара вследствие бокового винта замороженного битка

Рисунок 7.9 Отбрасывание прицельного шара вследствие резки замороженного битка


Принцип 7.4 Отбрасывание прицельного шара в ситуации замороженного битка

Когда биток касается прицельного шара, для достижения эффекта отброса прицельного шара с линии столкновения шаров может быть использован боковой винт (смотри Рисунок 7.8) или резка (смотри Рисунок 7.9).

  • Эффект отбрасывания по сути аналогичен обычным эффектам отбрасывания, вызванным боковым винтом (смотри Принцип 4.11) или резкой (смотри Принцип 4.12), однако в данном случае эффект может быть более выражен, так как сила трения больше, и в момент удара кием по битку контакт битка и прицельного шара происходит дольше, так как шары уже соприкасались до удара.
  • В отличие от ударов с броском, но без участия замороженных шаров, на степень отбрасывания практически не влияет сила удара (смотри Принцип 4.12).
  • Согласно бильярдным правилам (смотри Раздел 1.03) вы имеет право выполнить пропих, только в том случае, если биток стоит вплотную к прицельному шару (смотри HSV 7.5).



NV 7.6 Отбрасывание прицельного шара в ситуации замороженного битка



HSV 7.5 Отбрасывание прицельного шара в ситуации замороженного битка



Далее

Chapter 7. Advanced Techniques (Shot Making)


In this chapter, you will learn a variety of advanced shots and techniques that are sometimes required if you want to become a competitive pool player and win regularly. Just as with all previous chapters, you should not work on these things until you are completely comfortable with the more fundamental material presented early in the book. To play at the top of your game, you must have the ability to execute the basics so well that you rarely need to make the difficult shots discussed in this chapter, unless an opponent or an unfortunate circumstance forces you to.

Section 7.01 Combination shots

With a combination shot, an object ball is hit into one or more other object balls, to pocket a ball. Figure 7.1 shows an example two-ball combination where first the cue ball strikes the 1 -ball, then the 1-ball hits the 2-ball and sends it into the corner pocket. This shot is not easy, but there are no other reasonable offensive options in this case. A safety might be more appropriate in this situation (see Section 5.06). To aim a combination shot, you apply the cut-shot aiming method (see Section 3.02) twice. In Figure 7.1, you first visualize the ghost-ball location for the 1-ball to create the required impact line with the 2-ball. Then, you visualize the required ghost-ball aiming location for the cue ball to create the necessary impact line between the 1-ball and its ghost-ball target (see NV 7.1). This technique might sound simple (or maybe not), but combination shots are usually much more difficult than they appear (see Principle 7.1). The one exception is when all of the balls are fairly close together and lined up fairly straight with your target.

Figure 7.1 Aiming a combination shot



NV 7.1 Aiming a combination shot

A combination shot can be very difficult, because any error with the first impact (the cue ball with the 1-ball in Figure 7.1) compounds to the second impact (the 1 -ball and 2-ball contact in Figure 7.1). As was shown in Chapter 3 (see Principle 3.17), a small error in the cut angle produces a much larger error in the impact-line direction. Therefore, a very small error in the cut angle on the 1-ball grows to a larger error in the first impact-line direction, creating an even larger error in the cut angle for the 2-ball—which grows to an even larger error in the final 2-ball path direction. This compounding of the error is illustrated in Figure 7.2. The level of difficulty increases dramatically with distance between the cue ball, the object balls, and the target pocket; and with larger cut angles.

Principle 7.1 Combinations are tough

If the balls in a combination shot are not close together and aligned with your target, the shot margin of error is extremely small (i.e., it is easy to miss the shot).

  • Because a combination shot involves successive impacts, the errors from both impacts compound resulting in a much larger error with the final ball path (see Figure 7.2).
  • The level of difficulty increases dramatically with distance between the balls and with the sizes of the cut angles involved (see Principle 3.17).

Figure 7.2 Compounding errors in a combination shot


Section 7.02 Carom and billiard shots

With carom and billiard shots, also known as kiss shots, the cue ball or an object ball is deflected off another object ball to help make a shot. Figure 7.3 shows an example billiard shot where the cue ball is deflected off one object ball to pocket another. Figure 7.4 shows an example carom shot where an object ball is deflected off a second object ball to pocket a third. These shots seem complicated, but they really are not that difficult if you have a solid understanding of the 90° rule (see Principle 3.3). In Figure 7.3, bottom English is used to achieve cue ball stun at the first object-ball contact. This results in the cue ball deflecting off the first object ball perpendicular to (i.e., exactly 90° away from) the impact line with the first object ball. Therefore, the cue ball travels along the tangent line to pocket the second object ball (see NV 7.2). Given the ball layout in Figure 7.3, this shot is the only one with a reasonable chance of pocketing a ball. Fortunately, if you can visualize the impact line and cue-ball ghost-ball position required to create the cue-ball tangent-line path, the shot is easy to execute. To aim the shot, first visualize the postimpact cue-ball tangent line to the target ball (e.g., using your cue stick), then visualize the required impact line perpendicular to that line (see NV 7.2). Then aim at the first object ball to drive the cue ball along this line.

Figure 7.3 Сue-ball billiard shot



NV 7.2 Cue-ball billiard shot

Figure 7.4 shows a carom shot where an object ball, instead of the cue ball, is deflected off another object ball, to pocket a third object ball. This shot sounds complicated, but it really is not much more difficult than the billiard shot shown in Figure 7.3. It would be much more difficult if the cue ball were farther away from the 1-ball, and if a larger cut angle were required on the 1-ball (see Chapter 3). The aiming procedure is the same as above. First visualize the 1-ball tangent-line path, next visualize the perpendicular impact-line for the 5-ball, and then aim the 1-ball at the 5-ball, to send the 1-ball along the tangent line (see NV 7.3). One major difference with object-ball carom shots versus cue ball billiard shots is that you do not have as much control over the spin of the carom object ball (e.g., the 1-ball in Figure 7.4). With the cue ball billiard shot, you have total control over the cue ball English; but with an object-ball carom shot, the only way to ensure stun for the carom ball impact (e.g., the 1-ball impact with the 5-ball in Figure 7.4) is to hit the shot hard, especially if there is significant separation distance between the carom object ball (the 1 -ball) and the first impact ball (the 5-ball). In Figure 7.4, because the 1-ball is fairly close to the 5-ball, the speed does not need to be excessive, but it still needs to be fairly fast. If the shot were hit much softer, the 1 -ball would be rolling by the time it gets to the 5-ball and the 1-hall would deflect away from the tangent line (see Section 3.04 and Section 4.07).

Figure 7.4 Object-ball carom shot



NV 7.3 Object ball carom shot

The 30° rule (see Principle 3.5) can also be invaluable in planning carom and billiard shots. Figure 7.5 shows a good example from a 9-ball game, where a cue ball billiard shot, off the 1-ball, can result in a victory. Remember, the 30° rule predicts that the cue ball path deflects from its original path approximately 30°, over a fairly wide range of cut angles. That means that the shot in Figure 7.5 is easy to make (i.e., there is a wide margin of error) as long as you are careful with speed. In Figure 7.5, the cue ball is hit a little above center to make sure it is rolling when it hits the 1-ball; otherwise, the 30° rule does not apply. Also, the shot is hit fairly slowly, so the cue ball deflects immediately after impact with the 1-ball (see NV 7.4). If the shot were hit harder, the cue ball would deflect along the 1-ball tangent line first, before turning to the 30° direction (see Section 4.07), probably resulting in a missed shot.

Figure 7.5 30° rule cue-ball billiard example



NV 7.4 30° rule cue-ball billiard shot

In Figure 7.5, because the 9-ball is a "duck" in the mouth of the pocket, the billiard shot is an obvious choice because it results in victory. However, even if some other ball was in the 9-balls place, the billird shot would still be more attractive than the difficult 1–ball-2-ball combination. This is because the margin of error for a 30° rule billiard shot is so much larger than the small margin of error for a combination shot. Furthermore, even if the 2-ball was not blocking the path of the 1-ball to the corner pocket, the billiard shot might still be prefer able (easier to execute) than the 1-ball cut shot in the bottom corner pocket. Again, this is because the margin of error for a 30° rule billiard shot is still larger than the small margin of error for a large cut-angle cut shot (see Chapter 3). Principle 7.2 summarizes these conclusions concerning billiard shots.

Principle 7.2 A billiard shot is sometimes better than a combo or a tough cut

A billiard shot with normal roll is usually a better option than a difficult combination shot or an extreme cut shot.

  • The margin of error for a rolling billiard shot is fairly large (see Section 3.04), provided the speed is slow (see Section 4.07).
  • Combination shots can be much more difficult than they seem (see Principle 7.1).
  • The margin of error for a large cut-angle cut shot can be extremely small (see Principle 3.17).



Section 7.03 Frozen-ball throw shots

The term frozen is used to describe two balls that are touching. The cue ball could be frozen to an object ball, or two object balls could be frozen together. In these cases, you need to be aware of the effects of ball throwing, where the departing ball can leave in a direction other than the impact line between the two balls.

Figure 7.6 shows the case of two frozen object balls, where the 1-ball is touching the 2-ball. Notice that the impact line through the 1-ball and 2-ball is not aimed toward the target pocket (see NV 7.5). Many inexperienced players would think that because the balls are touching, the 2-ball would leave along the l-ball-2-ball impact line, regardless of how you hit the 1-ball. As illustrated in Figure 7.7, this is true if the cue ball hits the 1-ball in-line with the l-ball-2-ball impact line, where the impact angle is 0°. However, if the cue ball hits the 1-ball away from the impact line, as shown in Figure 7.6, where there is an impact angle, the 1-ball slides against the 2-ball during impact, creating a throw effect (see Section 4.O5). The throw direction of the 2-ball does not depend upon the approach angle of the cue ball. Both cue ball directions shown in Figure 7.6 (directions A and B) result in throw of the 2-ball in the tangent line (sliding) direction of the 1-ball. This effect can help you make shots that inexperienced players might think are not possible. Principle 7.3 summarizes the main points concerning this type of shot.

Figure 7.6 Throw due to frozen object balls



NV 7.5 Frozen-object ball throw

Figure 7.7 Cue-ball impact position resulting in no object-ball throw


Principle 7.3 Frozen object ball throw

When two object balls are touching, if the first ball is hit at an angle to the impact line between the two object balls, the second ball will be thrown off the impact line in the direction of the first ball's motion (see Figure 7.6).

  • The throwing action is due to the sideways sliding friction between the two object balls, which is the same effect that causes English throw (see Principle 4.11) and cut-shot throw (see Section 4.05).
  • The amount of the throw increases at slower speeds (see HSV 7.1 and HSV 7.3).
  • If the cue ball hits the first object ball in-line with the impact line (see Figure 7.7), the second ball leaves along the impact line (i.e., there is no throw in this case).
  • The amount of throw increases with the impact angle (see Figure 7.6).
  • The throw direction is independent of the approach angle (see directions "A" and "B" in Figure 7.6).
  • When the approach angle differs from the impact angle (see Figure 7.6), there is a small amount of collision-induced English (see Principle 4.15) that can reduce the throw angle slightly if its direction opposes the impact-angle throwing direction. Also, if there is English on the cue ball, a small amount can be transferred to the object ball (see Section 4.04), which can affect the throwing action slightly (see HSV 7.2 and HSV 7.4). These effects are usually not significant enough to warrant attention and can usually be neglected.



HSV 7.1 Throw of a frozen object ball at slow speed



HSV 7 2 Throw of a frozen object ball at slow speed, with English



HSV 7.3 Throw of a frozen object ball at fast speed



HSV 7.4 Throw of a frozen object ball at fast speed, with English

Figure 7.8 illustrates another type of frozen-ball shot, where the cue ball is frozen to an object ball. Again, in this case, many inexperienced players would think that you do not have much control over the object balls path. They might think that the object ball will leave along the impact line regardless of how you hit the cue ball. However, as with the frozen object-ball case above, you can create a throw effect to help you make the shot. As with a nonfrozen throw shot (see Principle 4.11), the object ball is thrown opposite the direction of the English. In Figure 7.8, right English throws the object ball to the left (see NV 7.6). Because the cue ball is frozen to and pushed into the object ball, a larger throw can be achieved than with a nonfrozen throw shot. Figure 7.9 shows how cut angle can also be used (instead of English) to throw a frozen object ball. Principle 7.4 summarizes the important points concerning frozen cue-ball throw shots.

Figure 7.8 Throw due to frozen cue-ball English

Figure 7.9 Throw due to frozen cue-ball cut angle


Principle 7.4 Frozen cue-ball throw

When the cue ball is touching the object ball, English (see Figure 7.8) or cut angle (see Figure 7.9) can be used to throw the object ball away from the impact-line path.

  • The throwing effect is the same as with a normal English-induced-throw shot (see Principle 4.11) or cut throw (see Section 4.05); however, the effect can be more pronounced here because the friction force is greater, and the cue ball is being pushed with the cue stick, keeping it in contact with the object ball longer.
  • Unlike with a nonfrozen throw shot, the amount of throw does not vary significantly with shot speed (see Principle 4.12).
  • According to the rules (see Section 1.03), you are allowed to "push" the cue ball only in this case, when the cue ball is frozen to an object ball (see HSV 7.5).



NV 7.6 Frozen cue-ball throw



HSV 7.5 Frozen cue-ball throw
Hosted by uCoz