Глава 4. Винты (2)

Глава 4. Винты (2)

Раздел 4.03 Накат

При накате биток ударяется выше центра шара, чтобы придать верхний винт. Как показано на Рисунке 4.11 эффект верхнего винта меняет путь битка после контакта с прицельным шаром. Накат уменьшает угол между финальными путями прицельного шара и битка. Чем сильнее удар, тем дольше биток остаётся на тангенсной линии прежде, чем пойти по дуге. Чем сильнее винт, тем круче дуга (более подробная информация в Разделе 4.07). Накат полезен, когда вам нужно изменить путь битка, чтобы избежать падения битка в лузу, сделать хороший выход, избежать контакта с другими шарами или наоборот намеренно попасть в другие шары. Пример предотвращения падения битка в лузу описан в этом разделе; другие стратегии представлены в Главе 5.

Рисунок 4.11 Накат

На Рисунке 4.12 и NV 4.5 показано, как накат может использоваться для предотвращения падения битка в лузу. В этом примере клапштос приводит биток прямо в лузу (а это плохо). Накат искривляет путь битка, что позволяет избежать падения.

Рисунок 4.12 Использование наката для предотвращения падения битка



NV 4.5 Использование наката для предотвращения падения битка

Принцип 4.5 обобщает приёмы, необходимые для выполнения хорошего наката. Как и для оттяжки, наиболее важным свойством является хорошее сопровождение битка кием. Кроме того, старайтесь держать кий горизонтально и равномерно ускоряйте кий, ударяя "сквозь шар".

Принцип 4.5 Хороший накат

Хорошая удар с верхним винтом, дающий накат, достигается с помощью следующих приёмов:

  • Убедитесь, что наклейка кия находится в хорошем состоянии (смотри Раздел 2.1).
  • Равномерно ускоряйте кий, ударяя "сквозь шар", и прямолинейно сопровождайте биток кием далеко за исходное месторасположение битка.
  • Выполнение удара накатом может быть трудно с использованием машинки, поэтому будьте осторожны, если не используете ручной мост.

Для удара "в лоб" (где угол резки 0°) биток вообще не двигается по тангенсной линии. В этом случае удар накатом приведёт к тому, что биток после соударения с прицельным шаром последует за ним (смотри NV 4.6).

Очень полезный удар, который использует эффект наката применительно к прицельному шару, показан на Рисунке 4.13. Шар-препятствие (полосатый) загораживает лузу, в которую мы хотим забить прицельный шар (сплошной). В Принципе 4.6 раскрывается правильная техника удара. Это потрясающий удар, потому что ваш противник даже не думал, что это возможно, и в то же время вы забрали у противника лёгкий шар. Ваш противник не будет в состоянии использовать этот лёгкий удар в качестве вступительного удара. И это хорошо для вас. Ключевую роль в обеспечении такого рода удара играет достаточно мягкое попадание в прицельный шар так, чтобы у него было время развить нормальный накат. Неопытные игроки часто думают, что нужно бить сильно "сквозь" шара-препятствия. Это именно то, чего делать не нужно, потому как когда вы сильно попали в прицельный шар, ему не хватает времени развить естественный накат. Вместо этого, прицельный шар скользит по поверхности стола, попадая в шар-препятствие без винта, в результате шар останавливается, забив шар-препятствие.


NV 4.6 Накат при ударе "в лоб"

Рисунок 4.13 Передача наката другому шару


Принцип 4.6 Блокированная луза - не проблема!

Для того, чтобы прицельный шар скатился в лузу вслед за шаром-препятствием, ударьте по прицельному шару достаточно мягко, чтобы он успел развить нормальный накат (смотри Рисунок 4.13 и NV 4.7).

  • Это требует достаточного расстояния от прицельного шара до лузы и достаточно медленной скорости, чтобы прицельный шар успел приобрести нормальный накат, а иначе прицельный шар будет скользить и остановится сразу после взаимодействия.
  • Если прицельный шар находится близко к шару-препятствию можно использовать нижнее вращения битка для передачи небольшого количества наката прицельному шару (смотри "передача винта"), чтобы помочь ему скатиться в лузу.
  • Прицельный шар должен попасть "в лоб" шару-препятствию (то есть, прямое попадание) для следования за шар-препятствие, в противном случае прицельный шар пойдёт по тангенсной линии и не попадёт в лузу.
  • Подобные удары выполнять намного проще, если шар-препятствие находится глубоко в лузе, так что прицельный шар пойдёт в нужном направлении даже при неидеальном прямом попадании. Также упрощает удар близость битка к прицельному шару и наличие маленького угла резки, что позволяет попасть более точно.



NV 4.7 Попадание прицельного шара в лузу вслед за шаром-препятствием



HSV 4.2 Попадание прицельного шара в лузу вслед за шаром-препятствием

Пример, когда накат может не иметь желаемого эффекта, показан на Рисунке 4.14. Когда угол резки мал, биток теряет бОльшую часть своей энергии при взаимодействии с прицельным шаром, но накат придаёт битку ускорение. Если прицельный шар находится недалеко от борта и биток попадает в борт со значительным накатом и медленной скоростью движения, то биток сохраняет накат даже после отскока от борта, что приводит к тому, что биток вновь ускоряется в сторону борта (смотри NV 4.8 и HSV 4.3). Такой эффект наблюдается только при накате, когда биток находится близко к борту. Как показано на Рисунке 4.15, когда прицельный шар находится дальше от борта накат успевает преобразоваться в поступательную скорость и нормальный накат (смотри Рисунок 4.6с). В этом случае шар отражается от борта как и следовало ожидать, возвращаясь в туже часть стола, из которой был произведён удар (смотри NV 4.9).

Рисунок 4.14 Дриблинг по борту при накате



NV 4.8 Дриблинг по борту при накате



HSV 4.3 Дриблинг по борту при накате

Рисунок 4.15 Нормальный контакт с бортом при накате



NV 4.9 Нормальный контакт с бортом при накате



Далее

Chapter 4. Spin and English (2)

Section 4.03 Follow shot

With a follow shot, the cue ball is struck above center to impart topspin. As illustrated in Figure 4.11, the effect of the topspin is to change the path of the cue ball after striking the object ball. Follow decreases the angle between the final paths of the object ball and cue ball. The harder the shot is hit, the longer the cue ball persists along the tangent line before curving; and the more topspin the ball has, the more it will curve (see more details in Section 4.07). A follow shot is useful when you need to alter the path of the cue ball to avoid a scratch, achieve good position for the next shot, avoid hitting other balls, or purposely hit other balls. Scratch avoidance is described in this section, and the other strategies are presented in Chapter 5.

Figure 4.11 Follow shot

Figure 4.12 and NV 4.5 illustrate how a follow shot can be used to avoid a scratch. In this example, a stun shot, resulting from a firm stroke or slight draw, would cause the cue ball to travel straight along the tangent-line path into the pocket. (That’s bad.) The follow causes the cue ball path to curve as shown instead, avoiding the scratch.

Figure 4.12 Using a follow shot to prevent a scratch



NV 4.5 Using a follow shot to prevent a scratch

Principle 4.5 summarizes the technique required for a good follow stroke. As with the draw shot, the most important attribute is good follow-through. Also, try to keep the stick level, and accelerate through the ball.

Principle 4.5 Good follow

A good follow shot, with significant follow action, is achieved with the following technique:

  • Make sure the cue tip is in good condition (see Section 2.1).
  • Accelerate through the ball, and follow through straight, well past the cue-ball starting location.
  • Follow shots can be difficult to execute with a mechanical bridge, so be cautious when not using a hand bridge.

For a straight-on shot, where the cut angle is 0°, the cue ball does not move at all along the tangent line. In this case, a follow shot will result in the cue ball following the object ball after impact (see NV 4.6).

A very useful shot that takes advantage of the follow effect, applied to an object ball is illustrated in Figure 4.13. There is an obstacle ball (a stripe) in front of a pocket in which you hope to pocket an object ball (a solid). Principle 4.6 summarizes the proper technique. This is a great shot because your opponent might not be thinking of it as a possibility, at the same time, you take away an easy shot (in slang terms, a "duck") from your opponent. Your opponent will no longer be able to use the ball as an automatic shot or opportunity to get position on another shot. This is good for you. The key to making this type of shot is to hit the object ball soft enough so it has time to develop normal roll. Inexperienced players will often think they need to hit the ball hard to "drive it through" the obstacle ball. This is exactly the wrong thing to do, because when you hit the object ball hard it has no time to develop normal roll. Instead, the object ball slides across the table cloth and hits the obstacle ball with no spin and comes to a complete stop after pocketing the obstacle ball.


NV 4.6 Straight-on follow shot

Figure 4.13 Following a ball through another


Principle 4.6 Blocked pocket: no problem

To follow an obstacle ball into a pocket, hit the object ball soft enough to create normal roll (see Figure 4.13 and NV 4.7).

  • This requires sufficient separation distance and a slow enough speed so the object ball will gain normal roll; otherwise, the object ball will slide and stop at impact.
  • If the object ball is close to the obstacle ball, bottom spin on the cue ball can be used to impart a small amount of topspin to the object ball (see "English transfer"), to help it follow through the blocking ball.
  • The object ball must hit the obstacle ball squarely (i.e., a direct hit) for the object ball to follow the obstacle ball into the pocket; otherwise, the object ball will be deflected along the obstacle-ball tangent line and not go in the pocket.
  • These shots are much easier if the obstacle ball is deep in the pocket so the object ball will go in even if the obstacle ball is not hit perfectly squarely. It also helps if the cue ball is close to the object ball, and if the cut angle is small—so it is easier to hit the ball more accurately.



NV 4.7 Following an obstacle ball into a pocket



HSV 4.2 Following an obstacle ball into a pocket

An example where a follow shot might not have the desired effect is illustrated in Figure 4.14. When the cut angle is small, the cue ball loses most of its motion immediately at impact, then the topspin accelerates the ball forward. When the object ball is close to the rail and the cue ball hits the rail with significant topspin and slow forward speed, the cue ball retains the spin after rebounding off the rail, which causes the cue ball to accelerate to the rail again (see NV 4.8 and HSV 4.3). This only happens with follow shots when the object ball is close to the rail. As illustrated in Figure 4.15, when the object ball is farther from the rail the cue ball topspin gets converted to forward speed and normal roll (see Figure 4.6c). In that case, the ball rebounds off the rail as would be expected, returning toward the same end of the table from which the cue ball was hit (see NV 4.9).

Figure 4.14 Rail-dribble follow shot



NV 4.8 Rail-dribble follow shot



HSV 4.3 Rail-dribble follow shot

Figure 4.15 Normal follow shot into a rail



NV 4.9 Normal follow shot into a rail
Hosted by uCoz