Глава 3. Выполнение основных ударов (2)

Глава 3. Выполнение основных ударов (2)

Раздел 3.04 Путь битка - Правило 30°

Как было показано в предыдущем разделе, тангенсная линия и Правило 90° полезны для прогнозирования пути битка, когда он попадает в прицельный шар без наката и оттяжки (то есть, клапштосом). Тем не менее, во многих случаях биток на пути к прицельному шару успевает приобретать накат (смотри Раздел 4.01). Таким образом, во многих ударах угол между битком и прицельным шаром будет меньше 90°. Ещё одно полезное правило, которое помогает предсказать путь катящегося битка - это Правило 30°, представленное в Принципе 3.5 и на Рисунке 3.17. Утверждается, что если биток попадает примерно в половину прицельного шара (смотри Рисунок 3.18), то биток отклонится от первоначального пути на угол, равный примерно 30°. Обратите внимание на то, что в отличие от Правила 90°, в Правиле 30° угол измеряется между первоначальной траекторией битка и путём битка после соударения. Отклонение прицельного шара не берётся во внимание. В Правиле 90° измеряется угол между путями битка и прицельного шара. Правильный удар в 1/2 шара получается, когда центр битка нацелен на край прицельного шара как показано на Рисунке 3.18.

Принцип 3.5 Правило 30°

Когда биток, имеющий естественный накат, попадает примерно в половину прицельного шара (смотри Рисунок 3.18), отклонение битка от линии прицеливания будет примерно 30° (смотри Рисунок 3.17).

  • Правило 30° применяется только тогда, когда в момент соударения шаров биток катится без скольжения. На Рисунке 3.21 показаны типы ударов, где применимо Правило 30°.
  • Правило 30° полезно для прицеливания карамболей (смотри Раздел 7.02)
  • Существует довольно большой допуск погрешности (смотри Рисунок 3.19). Иными словами, при достаточно большом диапазоне области перекрытия шаров (смотри Рисунок 3.20), путь битка будет по-прежнему отклоняться от прицельной линии примерно на 30°.
  • Наибольший угол отклонения битка (около 34°) имеет место для удара точно в полшара (смотри Рисунок 3.19)
  • Правило 90° (смотри Принцип 3.3) служит ещё одной контрольной точкой между ударами клапштосом и естественным накатом
  • Как и в Правиле 90°, точный путь битка зависит от силы удара (смотри Раздел 4.07).


Рисунок 3.17 Правило 30°


Рисунок 3.18 Удар в полшара


Рисунок 3.19 Большой допуск погрешности для Правила 30°

Вы можете спросить себя: "В конце концов, как часто я буду выполнять удары в полшара и действительно ли Правило 30° так полезно?" К счастью, как показано на Рисунке 3.19, Правило 30° применяется в широком диапазоне областей перекрытия шаров (смотри TP 3.3). Центром диапазона служит удар в половину шара, но отклонение битка очень близкое к 30° наблюдается как для малой области перекрытия шаров в 1/4 шара, так и для большой - в 3/4. Рисунок 3.20 иллюстрирует диапазон перекрытия шаров и соответствующие углы резки, что демонстрирует широкий диапазон ударов, для которых применимо Правило 30°. При попадании в четверть шара (смотри Рисунок 3.20а) центр битка нацелен за переделы прицельного шара, а внутренний край битка нацелен на четверть диаметра прицельного шара. При ударе в полшара (смотри Рисунок 3.20b) центр битка направлен в внешний край прицельного шара. При ударе в 3/4 шара (смотри Рисунок 3.20с) внутренний край битка нацелен на три четверти диаметра прицельного шара. Эти три случая охватывают довольно широкий диапазон углов резки.
TP 3.3 Правило 30°


Рисунок 3.20 Различные области перекрытия шаров

Рисунок 3.21 иллюстрирует некоторые случаи применения Правила 30°. Помните, что оно применяется только когда биток в момент попадания в прицельный шар имеет естественный накат и когда область перекрытия шаров находится в диапазоне от 1/4 до 3/4. Глава 4 (в частности Раздел 4.01) содержит подробную информацию о влиянии винтов, в частности описание того, как и почему биток развивает нормальный накат с течением времени и расстояния. Для удара а), изображённого на Рисунке 3.21 (верхний левый удар), биток стоит недалеко от прицельного шара, а значит необходим верхний винт (накат), потому что битку не хватит времени и расстояния, чтобы развить естественный накат. Для удара b) накат также необходим, так как сильный удар также не даст битку достаточно времени, чтобы развить естественный накат. Для удара с) пригоден любой винт (кроме экстремальной оттяжки), так как медленная скорость позволяет битку приобрести естественный накат. Для удара d) большое расстояние до прицельного шара даёт достаточно времени для развития нормального наката (за исключением сильных ударов с оттяжкой). Если вы запутались в этих примерах, наберитесь терпения, и, надеюсь концепция прояснится в Главе 4.

Рисунок 3.21 Типы ударов, где применимо Правила 30°

Для того, чтобы эффективно применять Правило 30°, вы должны быть в состоянии представлять себе угол 30°. На Рисунке 3.22 показано как в этом может помочь рука. Для большинства людей при формировании расслабленной рукой V-образной фигуры с помощью указательного и среднего пальцев (знак Мира или символ победы), образующийся угол между пальцами будет очень близок к 30°. Рисунок 3.22, NV 3.8 и NV 3.9 показывают как это может быть использовано на практике. Если вы размещаете один из пальцев на линии прицеливания, то другой палец укажет в направлении движения битка после соударения шаров.

Рисунок 3.22 Использование руки для визуализации пути битка и Правила 30°



NV 3.8 Использование руки для визуализации Правила 30°

Чтобы развить интуицию в построении угла 30° может быть полезным использование треугольника 30° / 60° / 90° (смотри Рисунок 3.23) или использовать шаблон, вырезанный из бумаги (смотри Рисунок 3.24 для правильной пропорции). Перед выполнением удара положите треугольник или шаблон на стол, и это поможет вам визуализировать угол 30°, как показано на Рисунке 3.23 и NV 3.9. Рисунок 3.25 показывает пример из NV 3.9. Вершина треугольника должна быть размещена в центре воображаемого шара, а одна сторона должна быть направлена вдоль первоначального пути битка (то есть, лини прицеливания). Вторая сторона треугольника покажет направление пути битка после соударения.

Рисунок 3.23 Использование чертёжного треугольника для визуализации пути битка и Правила 30°


Рисунок 3.24 Построение угла 30°



NV 3.9 Пример Правила 30°


Рисунок 3.25 Пример удара, иллюстрирующий Правило 30°

Как и Правило 90°, Правило 30° очень полезно для предотвращения падения битка в лузу, подбоя кластеров, исполнения карамболей и избегания столкновений с незапланированными шарами. Пример падения битка в лузу представлен в этой главе, а другие более продвинутые примеры представлены в Главе 7. Правило 30° также играет неоценимую роль в планировании пути битка и игре по выходу. Эта тема рассматривается в Разделе 4.07 и Главе 5. Рисунок 3.26 и NV 3.10 показывают, как Правило 30° применимо для предотвращения падения битка в лузу. Если прицельный шар забивается несильным ударом, то биток, имеющий естественный накат в момент соударения с прицельным шаром, неминуемо падает в лузу. Если выполнить более сильный удар по битку или же исполнить клапштос, то биток можно направить вдоль линий А или B, что позволит избежать падения в лузу. Влияние скорости битка и винтов подробно изложены в Разделе 4.07.

Рисунок 3.26 Использование Правила 30° для распознавания и предотвращения падения битка в лузу



NV 3.10 Использование Правила 30° для распознавания и предотвращения падения битка в лузу

И Правило 90° и Правило 30° могут быть использованы для планирования карамболей, где биток, отклоняясь от одного прицельного шара, забивает в лузу другой прицельный шар. Эти удары могут быть трудны, но если вы точно можете определить угол отклонения битка, такие удары будут полезным оружием в вашем арсенале. Раздел 7.02 рассказывает, как планировать и исполнять такие удары.

Раздел 3.05 Основы планирования удара

Если вы хороший игрок в пул, когда вы решаете, какой шар забить следующим, вы планируете выполнить серию ударов, а не забить единственный шар. Чтобы делать это хорошо, требуется хороший контроль выхода и стратегия, которые будет подробно описаны в Главе 5. Если вы неопытный игрок и играете в "Восьмёрку", то обычно вы стремитесь забить наиболее лёгкие шары. В Принципе 3.6 приведены некоторые моменты, которые могут помочь вам в процессе принятия решения по поводу предстоящего удара. Иногда лучший вариант неочевиден для неопытного игрока.

Принцип 3.6 Самый простой и лучший удар

Самый простой и, как правило - лучший, удар обладает одним из следующих свойств:

  • Удар происходит накоротке: прицельный шар находится очень близко к лузе или же биток находится близко с прицельным шаром (но не слишком близко, если имеется значительный угол резки).
  • Угол резки невелик (то есть, биток и прицельный шар выстроены достаточно хорошо по отношению к целевой лузе) Трудно визуализировать удар при большом угле резки, кроме того удары на сильной резке приводят к некоторым нежелательным последствиям (смотри Раздел 4.05).
  • Если удар происходит в среднюю лузу, то угол к лузе невелик.
  • Для выполнения удара не требуется применять каких-либо винтов. Есть много подводных камней, связанный с использованием винтов (смотри Главу 4).
  • Удар выполняется без излишней силы (смотри Принцип 3.7). Эффективный размер лузы уменьшается с увеличением скорости битка (смотри Раздел 3.06).


Рисунок 3.27 иллюстрирует различные примеры ударов с различными уровнями сложности, основанными на свойствах, перечисленных в Принципе 3.6. Удар а) (левый верхний удар) является самым лёгким, потому что оба шара расположены близко к лузе и потому что шары идеально выстроены в линию и "смотрят" в лузу. Удар b) немного сложнее, так как биток находится дальше от прицельного шара и есть угол резки, но прицельный шар находится по-прежнему близко к лузе. Удар с) является ещё более сложным, потому что биток находится далеко от прицельного шара и прицельный шар далеко от лузы, также присутствует резка. Удар d) наиболее сложный несмотря на то, что биток близко к прицельному шару, а тот в свою очередь недалеко от лузы. Проблема заключается в достаточно большом угле резки и большом угле вхождения в лузу. Знание того, что выполнить данный удар трудно, возможно подвигнет вас выбрать другой (лучший) удар. Дополнительные понятия и принципы, которые могут помочь Вам в выборе удара, оценки его сложности и выборе наилучшего места для цели, представлены в Разделе 3.06 и Главе 5.

Рисунок 3.27 Примеры ударов с различными уровнями сложности


После того как вы определили, какой следующий шар вы хотите забить, вы должны методично следовать программе, чтобы гарантированно учесть все нюансы. Перед выполнением удара важно убедиться, что удар полностью спланирован. Вы не должный вставать с стойку и начинать выполнять замах, пока полностью ни будете уверенным по поводу предстоящего удара. Важно принять решение до выполнения замаха, чтобы вы могли полностью сконцентрироваться на выполнении удара.

Рекомендуемая процедура для планирования и выполнения удара включает (смотри NV 3.11):

  • Выберете прицельный шар и лузу на основе Принципа 3.6. Более продвинутые принципы изложены в Главе 5.
  • На основе информации, изложенной в Разделе 3.06, точно определите, в какую именно часть лузы должен попасть прицельный шар, оперируя понятиями эффективный размер лузы и центр лузы.
  • Рассмотрите удар и визуализируйте целевой направление, линию прицеливания, точку контакта с прицельным шаром и положение воображаемого шара (смотри Раздел 3.02)
  • Проверьте возможность падения битка в лузу, используя Правило 90° (смотри Принцип 3.3) и Правило 30° (смотри Принцип 3.5).
  • Определите какой винт вам может потребоваться, чтобы изменить путь битка (смотри Главу 4 для дополнительной информации). Если это возможно, попытайтесь избежать использования винтов, так как винты делают контроль удара более сложным.
  • Определитесь с размером удара, на основе того, какую вы видите желаемую позицию битка для следующего удара. Всегда старайтесь использовать насколько это возможно низкую скорость битка (смотри Принцип 3.7 и Главу 5).
  • Поставьте мост и встаньте в стойку, используя "лучшие практики", изложенные в Разделах 2.03 и 2.04.
  • Выполните замах в соответствии с лучшими практиками из Раздела 2.05.
  • Во время выполнения удара, будьте абсолютно уверенными, отбросьте любые сомнения и нерешительность. Если вы выполнили все предыдущие пункты, то теперь вы можете всецело посвятить себя выполнению удара.



NV 3.11 Следование рекомендуемой процедуре планирования и выполнения удара


Принцип 3.7 Медленная точность

Всегда используйте как можно более тихий удар.

  • С возрастанием силы удара появляется неточность и сложность с выходом
  • Не лупите по шарам, чтобы казаться мачо и/или произвести впечатление на своих друзей. Гораздо более впечатляющим будет сделать большую серию мягкими ударами.
  • Исключением может служить разбой, требующий исключительную скорость удара.



Далее

Chapter 3. Executing Basic Shots (2)

Section 3.04 Cue ball path—the 30° rule

As shown in the previous section, the tangent line and the 90° rule are useful for predicting the path of the cue ball when it strikes an object ball with no topspin or bottom spin (i.e., for stun shots). However, with many shots the cue ball is rolling (with topspin) by the time it strikes the object ball (see Section 4.01). So, for many shots, the angle between the cue ball and the object ball will be less than 90°. Another useful rule for helping to predict the path of the cue ball when it is rolling is the 30° rule, presented in Principle 3.5 and Figure 3.17. It states that if the cue ball hits approximately half of the object ball (see Figure 3.18), the cue ball will deflect off at very close to 30° from its original path. Note that, unlike with the 90° rule, the 30° angle is measured between the original cue ball path and the deflected cue ball path. The deflected object-ball direction is not involved. With the 90° rule, the angle is measured between the deflected cue-ball and object-ball paths. An exact half-ball hit, where the center of the cue ball is aimed at the edge of the object ball, is illustrated in Figure 3.18.

Principle 3.5 30° rule

When the cue ball hits an object ball with normal roll close to a half ball hit (see Figure 3.18), the cue ball will deflect approximately 30° away from its initial aiming line (see Figure 3.17).

  • The 30° rule applies only when the cue ball is rolling without skidding at object-ball impact. Figure 3.21 shows the type of shots where the 30° rule applies.
  • The 30° rule is useful for planning carom and billiard shots (see Section 7.02).
  • There is a fairly large margin of error (see Figure 3.19). In other words, for a fairly large range of ball-hit fractions (see Figure 3.20), the cue ball path will still deflect by approximately 30°.
  • The largest cue ball deflection (about 34°) occurs for an exact half-ball hit (see Figure 3.19).
  • The 90° rule (see Principle 3.3, above) serves as another point of reference when shooting shots in between stun and normal roll.
  • As with the 90° rule, the exact path of the cue ball depends on the speed of the shot (see Section 4.07).


Figure 3.17 30° rule


Figure 3.18 Half-ball hit


Figure 3.19 Large margin of error for 30° rule

You might be asking yourself, "How often am I going to be shooting half-ball hits, and is the 30° rule so useful, after all?" Fortunately, as illustrated in Figure 3.19, the 30° rule applies over a wide range of ball-hit fractions (see TP 3.3). The center of the range is the half-ball hit, but the cue ball deflection is very close to 30° for ball-hit fractions as small as ¼ and as large as ¾. Figure 3.20 illustrates the ball-hit-fraction range and corresponding cut angles, to convey the wide range of shots for which the 30° rule applies. With a quarter-ball hit (see Figure 3.20a), the center of the cue ball is aimed outside of the object ball edge, such that the projected cue ball path passes through ¼ of the object ball. With a half-ball hit (see Figure 3.20b), the center of the cue ball is aimed directly at the edge of the object ball such that the projected cue ball path passes through ½ of the object ball. With a three-quarter-ball hit (see Figure 3.20c), the center of the cue ball is aimed inside of the object-ball edge such that the projected cue ball path passes through ¾ of the object ball. These three cases cover a fairly large range of cut angles.
TP 3.3 30° rule


Figure 3.20 Various ball-hit fractions

Figure 3.21 illustrates some of the cases where the 30° rule applies. Remember, it applies only when the cue ball has developed complete forward roll by the time it reaches the object ball, and when the ball-hit fraction is in the approximate range 1/4 to 3/4. Chapter 4, (specifically Section 4.01) provides details on spin and English effects, including a description of how and why the cue ball develops normal forward roll (topspin) over time and distance. For shot a in Figure 3.21 (the top-left shot), the cue ball is close to the object ball, so follow (topspin) is required because the cue ball does not have enough distance and time to develop complete forward roll on its own. For shot b (the top-right shot), follow (topspin) is again required because the faster speed does not give the cue ball enough time to develop complete roll. In shot с (the bottom-left shot), because the cue ball is hit with slow speed, it will develop forward roll regardless of the English (except extreme draw). In shot d (the bottom-right shot), the large cue-ball distance provides enough time for roll to develop for most speeds and English (except fast draw shots). If you are confused by these examples now, have patience and hopefully the concepts will become clearer in Chapter 4.

Figure 3.21 Types of shots where the 30° rule applies

To be able to apply the 30° rule effectively, you need to be able to visualize a 30° angle. Figure 3.22 shows how to use you hand to help with this. For most people, if you form a relaxed but firm V-shape (peace sign or victory symbol) with your index and middle fingers, the angle between your fingers will be very close to 30°. Figure 3.22, NV 3.8, and NV 3.9 show how this hand V-shape is used in practice. If you point one of the fingers in the aiming-line direction, the other finger will indicate the direction the cue ball will travel after impact.

Figure 3.22 Using your hand to visualize the 30° rule cue-ball paths



NV 3.8 Using your hand to visualize the 30° rule

When first trying to develop an intuition for the 30° angle, it might be helpful to use a 30°/60°/90° drafting triangle, which you can purchase at an art supply store (see Figure 3.23), or a template you can cut out of paper (refer to Figure 3.24 for the proper proportions). Before making a shot, lay the triangle or template down on the table to help you learn to visualize the 30° angle, as shown in Figure 3.23 and NV 3.9. Figure 3.25 shows the example from NV 3.9 graphically. The point of the triangle should be placed at the center of the imaginary ghost ball target, and one edge should be aligned with the original cue ball path (i.e., the aiming line). The remaining edge then shows the direction of the deflected cue ball path.

Figure 3.23 Using a drafting triangle to visualize the 30° rule cue-ball path


Figure 3.24 30° angle proportions



NV 3.9 30° rule example


Figure 3.25 Example shot illustrating the 30° rule

As with the 90° rule, the 30° rule is very useful for helping you prevent scratches, break up ball clusters, execute carom and billiard shots, and avoid obstacle balls. The scratch example is presented here, and the other examples, which are more advanced, are presented in Chapter 7. The 30° rule is also invaluable for planning the path of the cue ball for position play. This topic is addressed in Section 4.07 and Chapter 5. Figure 3.26 and NV 3.10 show how the 30° rule can be used to prevent a scratch. If the object ball is pocketed with a slow stroke, so the cue ball is rolling when it contacts the object ball, the shot will definitely result in a scratch. If the ball is hit with more speed or with a partial stun stroke, the cue ball can be directed along path A or В instead, which avoids the scratch. The effects of speed and spin on the cue ball path are presented in detail in Section 4.07.

Figure 3.26 Using the 30° rule to check for and prevent a scratch



NV 3.10 Using the 30° rule to check for and prevent a scratch

Both the 90° rule and the 30° rule can be used to plan carom and billiard shots, where you deflect the cue ball or an object ball off one object ball to pocket another. These shots can be difficult, but if you can accurately predict the angle at which a deflected ball will travel, carom and billiard shots can be useful weapons in your arsenal. Section 7.02 covers how to plan and execute carom and billiard shots.

Section 3.05 Basic shot planning

If you are a good pool player, when you are deciding which ball to hit next, you are planning such that you can make a sequence of shots, not just the one ball you will pocket first. Doing this well requires good position control and strategy, which are described in detail in Chapter 5. If you are an inexperienced player and you are playing 8-ball, you will usually want to shoot at the ball that is easiest to pocket. Principle 3.6 summarizes some points that can help in your shot-decision process. Sometimes, the best choice might not be obvious to an inexperienced player.

Principle 3.6 The easiest and best shot

The easiest — and usually the best—shot will be the one with the following attributes:

  • The shot is short, the object ball is very close to a pocket, or the cue ball is close to the object ball (but not too close if there is a significant cut angle).
  • The cut angle is small (i.e., the cue ball and object ball are lined up fairly well with the target pocket). It is difficult to visualize a shot when the cut angle is large, and cut shots suffer from some unfortunate side effects (see Section 4.05).
  • If you are shooting at a side pocket and the angle to the pocket is small (see Section 3.06).
  • No English is required to execute the shot. There are many pitfalls associated with using English (see Chapter 4).
  • The shot can be made without excessive speed (see Principle 3.7). The effective target size of a pocket decreases with increased speed (see Section 3.06).


Figure 3.27 illustrates various example shots with different levels of difficulty, based on the attributes in Principle 3.6. Shot a (the top-left shot) is the easiest, because both balls are close to the pocket, and because the shot is lined up perfecdy, straight into the pocket. Shot b (the top-right shot) is a litde more difficult because the cue ball is farther from the object ball and there is a cut angle, but the object ball is still close to the pocket. Shot с (the bottom-left shot) is even more difficult because the cue ball is far from the object ball, and the object ball is far from the pocket, with a cut angle involved. Shot d is the most difficult, even though the cue hall is close to the object ball and the object ball is close to the pocket . The problem is the cut angle and the angle to the pocket are quite large. Being aware of the things that make a shot difficult can make you better at shot selection. Additional concepts and principles that can help you in selecting a shot, assessing its difficulty, and deciding the best place to aim are presented in Section 3.06 and Chapter 5.

Figure 3.27 Shot examples with various levels of difficulty


Once you have determined which ball you wish to pocket next, you should methodically follow a routine to ensure you take everything into consideration. It is important to make sure you have the shot completely planned before executing your stroke. You should not take your stance and start your practice strokes until you are completely sure about your shot. It is important that your mind be settled before the stroke so you can concentrate fully on executing the shot.

A recommended routine for planning and executing a shot follows (see NV 3.11):

  • Choose the object ball and the target based on Principle 3.6 and, for more advanced play, the principles presented in Chapter 5.
  • Determine exactly where you want the object ball to go based on the information in Section 3.06 concerning effective target size and the pocket center.
  • Survey the shot and visualize the target direction, aiming line, contact point, and ghost-ball target (see Section 3.02).
  • Check for a possible scratch using the 90° rule (see Principle 3.3) or the 30° rule (see Principle 3.5).
  • Decide on any English you might require to alter the cue ball path (see Chapter 4 for more information), but avoid English when possible, because it makes the shot more difficult to control.
  • Decide on the speed, based on the desired cue ball position for the next shot. Always try to use as little speed as possible (see Principle 3.7 and Chapter 5).
  • Select a bridge and take your stance, using the "best practices" presented in Section 2.03, and Section 2.04.
  • Execute your stroke using the best practices presented in Section 2.05.
  • During the shot, be confident and remove any doubt or indecision from your mind. If you have already considered all of the shot elements above, you can now dedicate all of your focus to executing the shot to the best of your ability. (“Be the ball!”)



NV 3.11 Following the recommended routine for planning and executing a shot


Principle 3.7 Slow accuracy

Always use as little speed as possible to execute a shot

  • With speed comes inaccuracy and difficulty in controlling position.
  • Do not hit the ball hard just to be macho or to impress your friends. It is much more impressive to hit the ball softly and make all of your shots.
  • A possible exception warranting extra speed is a break-up shot (see Section 5.05).
Hosted by uCoz