Глава 7. Продвинутые методы (Выполнение ударов) (4)

Глава 7. Продвинутые методы (Выполнение ударов) (4)

Раздел 7.08 Винты в вертикальной плоскости для абриколей

Иногда бывает полезно (или просто интересно) знать, как влияет на отражение от борта накат или оттяжка. На Рисунке 7.25 показана геометрия типичного борта, и важнейшим фактором для понимания механизма взаимодействия шара с бортом является высота борта. Высота столкновения шара с бортом может незначительно варьироваться, в зависимости от производителя игрового стола, но как правило она немного меньше высоты соударения для нормального наката (смотри Раздел 4.01). По этой причине, когда шар попадает в борт с нормальным накатом, то при отражении от борта он уже не будет иметь нормальный накат (смотри Принцип 7.12). Вместо этого, шар будет скользить по сукну без вращения или иметь небольшой нижний винт (смотри HSV 7.13 - 7.16). Понимание этого эффекта очень важно, так как направление винта после соударения с бортом может существенно повлиять на ваш удар. Хорошим примером служит абриколь, где после отражения битка от борта и контакта с прицельным шаром, вы хотите продолжать контролировать биток. Это особенно важно, когда прицельный шар находится близко к борту и у битка нет достаточного времени и расстояния, чтобы развить естественный накат (смотри Раздел 4.01). На Рисунке 7.26 показан пример, где это применимо. Чтобы сделать выход на шар "2" после забития шара "1" в угловую лузу, при ударе используется клапштос, чтобы после отражения от борта биток приобрёл накат (смотри HSV 7.17 - 7.18) Это позволит битку прокатиться немного вслед за шаром "1", что позволит сделать хороший выход на шар "2". Этот удар является достаточно сложным, так что, надеюсь, вам никогда не придётся его исполнять. Но если возникнет необходимость, понимание принципов выполнения таких ударов будет вам полезно.

Рисунок 7.25 Высота столкновения с бортом


Принцип 7.12 Бортовой винт

Винты в вертикальной плоскости меняют своё направление при отражении от борта (смотри TP 7.3 и 4.2).

  • Накат при подходе к борту преобразуется в оттяжку после отражения (смотри HSV 7.13 - 7.14).
  • Естественный накат при подходе к борту преобразуется в клапштос или небольшую оттяжку после отражения (смотри HSV 7.15 - 7.16).
  • Клапштос при подходе к борту как правило преобразуется в накат после отражения (смотри HSV 7.17 - 7.18).
  • Оттяжка при подходе к борту как правило преобразуется в клапштос после отражения (смотри HSV 7.19 - 7.20).
  • Фактический винт после отражения от борта зависит от состояния шаров (насколько чиста поверхность шаров), но в большинстве случаев утверждения, приведённые выше, - верны.



HSV 7.13 Абриколь с накатом



HSV 7.14 Абриколь с накатом (вид сбоку)



HSV 7.15 Абриколь с естественным накатом



HSV 7.16 Абриколь с естественным накатом (вид сбоку)



HSV 7.17 Абриколь с клапштосом



HSV 7.18 Абриколь с клапштосом (вид сбоку)



HSV 7.19 Абриколь с оттяжкой



HSV 7.20 Абриколь с оттяжкой (вид сбоку)

TP 7.3 Взаимодействие шара с бортом и винты в вертикальной плоскости

TP 4.2 Верхний центр удара

Рисунок 7.26 Пример абриколя, требующего контроля винта в вертикальной плоскости



Раздел 7.09 Массе

Массе - это удар поднятым кием для передачи битку значительного количества бокового и нижнего винта, в результате чего биток идёт по (крутой) дуге. Подъём кия придёт битку значительный винт, не позволяя развить слишком большую скоростью. Сочетание скольжения шара с боковым вращением и медленного движения вперёд позволяют битку двигаться по довольно крутой дуге. На Рисунке 7.27 показан пример, где требуется выполнение массе. Отсутствует возможности забития шара "1" прямым ударом, равно как и нельзя подобраться к нему с помощью абриколя. Вместо этого, выполняется массе, и дуговая траектория битка позволяет обойти препятствующий шар "2". Для выполнения удара кий поднимается вверх и удар по битку наносится сверху вниз с левым нижним винтом (смотри NV 7.11). На Рисунке 7.28 показаны различные стойки и ручные мосты, которые вы можете использовать для достижения необходимого движения кия. Для всех методов стабильность моста является ключевым фактором. Техника поднятого V-образного моста (смотри Рисунок 7.28a) предполагает использование максимально поднятого открытого моста - это удобно, потому что знакомо большинству игроков. Но в этом случае сильно ограничена длина замаха кия, так как моста находится близко от битка. На Рисунках 7.28b и 7.28c показаны альтернативные закрытые мосты, где ваша рука опирается на часть тела. Эти мосты предоставляют бОльшую свободу для замаха, но полезны только тогда, когда биток находится близко к борту. Ключевые факторы для выполнения эффективного массе перечислены в Принципе 7.13.

Рисунок 7.27 Пример массе

Рисунок 7.28 Варианты стойка и моста для выполнения массе



NV 7.11 Массе


Принцип 7.13 Удар массе

Чтобы заставить биток двигаться по дуге, необходимо выполнять удар поднятым кием сверху вниз, используя нижний боковой винт.

  • Крутизна дуги увеличивается с увеличением подъёма кия и количества бокового винта.
  • Крутизна дуги уменьшается с увеличением скорости битка. Скорость битка в свою очередь уменьшается с увеличением подъёма кия и увеличивается с увеличением силы удара.
  • Продолжительность движения шара по дуге зависит от скорости битка (то есть, для более сильного удара биток дольше будет следовать по дуговой траектории).
  • Для того, чтобы добиться значительного бокового винта и хорошей дуги, наклейка кия должна быть в хорошем состоянии (смотри Раздел 2.01).
  • Движение кия должно быть твёрдым. Кий как бы проходит сквозь шар.

Как следует из Принципа 7.13, для достижения небольшой дуги требуется незначительно поднять кий. На Рисунке 7.29 приведён пример, где массе с небольшой дугой - является относительно простым ударом. В этом примере небольшая дуга используется для того, чтобы обойти препятствующий шар "2". Без использования дуги нет прямого сыгрывания шара "1", а любой альтернативный удар (например, абриколь) будет гораздо сложнее для реализации. На Рисунке 7.30 показано, что в этом случае можно использовать обычный поднятый открытый мост, так как нет надобности очень сильно поднимать кий. Такие удары, при наличии небольшой практики, довольно легко выполняются (смотри NV 7.12), и являются гораздо лучше альтернативой длинным абриколям.

Рисунок 7.29 Пример массе с малой дугой

Рисунок 7.30 Стойка и мост для массе с малой дугой



NV 7.12 Массе с малой дугой



HSV 7.21 Массе с незначительной дугой



HSV 7.22 Массе для обхода шара, стоящего около борта



Раздел 7.10 Перескоки

Перескок используется для прыжка битка над столом, чтобы избежать контакта с шаром-препятствием. На Рисунке 7.31 показано, а в Принципе 7.14 рассказано, как выполнить разрешённый правилами перескок. Кий должен быть поднят примерно под углом 45°. Удар по битку должен наноситься сильно в центр шара, или близко к центру шара (смотри HSV 7.23 - 7.25). На Рисунке 7.32 показан пример, где перескок - является лучшим вариантом атаки. Шар "2" блокирует прямой путь битка к шару "1", а другие шары блокируют возможные варианты абриколей. Даже если бы не было других препятствующих шаров (кроме "2"), то вероятность успешного выполнения перескока была бы всё равно выше, чем вероятность успешного выполнения абриколя. Перескок является хорошей альтернативой, только если вы достаточно часто его практикуете, чтобы уверенно выполнять данный тип ударов. Альтернативой перескока в ситуации, изображённой на Рисунке 7.32, является массе, но чтобы обогнуть шар "2" вам потребуется достаточно крутая дуга. Выполнить массе с крутой дугой чрезвычайно сложно даже для опытных игроков с большой практикой.

Рисунок 7.31 Выполнение разрешённого правилами перескока



HSV 7.23 Перескок (небольшой нижний винт)



HSV 7.24 Перескок (небольшой верхний винт)



HSV 7.25 Перескок (клапштос)


Принцип 7.14 Перескок

Для выполнения разрешённого правилами перескока нанесите удар через центр битка под углом, близким к 45° (смотри Рисунок 7.31 и NV 7.13).

  • Для лучшего результата используйте лёгкий кий, специально предназначенный для выполнения перескоков. Малый вес кия позволит легче разгонять кий, а также легче отражаться от битка, чтобы не создавать помех движению битка. Некоторые производители оборудования предлагают кии, специально предназначенные для выполнения перескоков.
  • При ударе используйте резкое движение с лёгким хватом кия. Во время выполнения удара не пытайтесь "рулить" кием и не используйте жёсткий хват. Это поможет избежать повторного контакта шара с наклейкой кия при отскоке от стола.
  • Вы можете использовать как нормальный хват и замах кия (смотри Рисунок 7.34а), так и "дротиковый" (смотри Рисунок 7.34b)
  • Для более высокого и длинного перескока используйте более сильный удар.
  • Поднимите кий для более быстрого и короткого перескока (например, если препятствующий шар находится близко к битку).
  • Перескоки легче выполняются на новом и плотном сукне, потому что сжатие сукна позволяет битку легче избежать повторного контакта с наклейкой кия.
  • При тренировке перескоков на вашем личном столе разместите под битком небольшой кусочек сукна. Это позволит избежать отметок на поверхности стола. Вы можете добыть кусочек сукна в любом местном бильярдном магазине, где продаются или ремонтируются бильярдные столы.

Рисунок 7.32 Пример перескока

На Рисунке 7.33 показана техника выполнения перескоков, которую многие неопытные игроки считают правильной: "черпающий" удар по битку происходит много ниже центра шара, в результате чего шар поднимается в воздух. К сожалению, этот довольно простой в исполнении удар запрещён правилами (смотри Раздел 1.03), так как ведёт к киксу по причине повторного контакта наклейки кия с битком. На Рисунке 7.34 показана правильна техника выполнения перескока. На Рисунке 7.34а показан нормальный хват и замах с использованием обычного кия. На Рисунке 7.34b показан альтернативный хват и замах, называемый "дротиковым". "Дротиковый" замах позволяет добиться "метательного" движения и лёгкого хвата, что помогает предотвратить повторный контакт наклейки кия с отскакивающим битком. Немного попрактиковавшись, вы сможете одинаково хорошо использовать любой из этих замахов для стабильного выполнения перескоков.

Рисунок 7.33 Запрещённый правилами перескок

Рисунок 7.34 Перескок, выполненный по правилам



NV 7.13 Перескок

Посетите сайт Bunjee Jumper www.bunjeejump.com для ознакомления с подробными рекомендациями и инструкциями по выполнению различных продвинутых перескоков. Использование различных видов замаха, винтов, разных углов наклона кия позволит вам немного изменять характеристики перескоков.


Раздел 7.11 Вот и всё, ребята

Эта глава завершает книгу. Я надеюсь, что вы нашли эту книгу интересной и полезной, и вы будете продолжать использовать её в качестве справочного пособия. Сайт книги: www.billiards.colostate.edu. Я буду продолжать поддерживать и развивать сайт. На сайте также можно заказать CD-диск, на котором содержаться все материалы книги. Удачи вам в игре и получайте удовольствие!

Chapter 7. Advanced Techniques (Shot Making) (4)

Section 7.08 Kick-shot vertical-plane spin

Sometimes it is useful (or just interesting) to know how the rail affects the topspin or bottom spin of a kicked or banked ball. Figure 7.25 illustrates the geometry of a typical rail, showing the heights that are important in understanding ball-rail interaction. The impact height of ball-rail contact can vary slightly among table manufacturers, but it is usually located slightly below the normal-roll impact height (see Section 4.01). Because of this, when a ball hits the rail with normal roll, it will not rebound with normal roll (see Principle 7.12). Instead, it will slide away from the rail with stun, or with slight bottom spin (see HSV 7.13 through HSV 7.16). Understanding this effect could be important if the post-rebound spin can affect your shot. A good example is a kick shot where you want to control the path of the cue ball after contact with the kicked object ball. This is especially important when the object ball is close to the rail, and the cue ball has not yet had enough time or distance to achieve normal roll (see Section 4.01). Figure 7.26 shows an example where this applies. To get position on the 2-ball after kicking the 1-ball into the corner pocket, a stun stroke is used, so the cue ball will have topspin on the rebound (see HSV 7.17 and HSV 7.18). This allows the cue ball to follow the 1-ball, resulting in good position for the 2 ball. This shot is fairly advanced and difficult, so hopefully you will never be forced to attempt it. But if the need arises, it is good to understand the principles involved.

Figure 7.25 Rail-impact height


Principle 7.12 Rail spin

A ball's vertical-plane spin is changed when it bounces off a rail (see TP 7.3 and TP 4.2).

  • Topspin on the approach results in bottom spin on the rebound (see HSV 7.13 and HSV 7.14).
  • Normal roll on the approach results in stun or in slight bottom spin on the rebound (see HSV 7.15 and HSV 7.16).
  • Stun on the approach usually results in topspin on the rebound (see HSV 7.17 and HSV 7.18).
  • Bottom spin on the approach usually results in stun on the rebound (see HSV 7.19 and HSV 7.20).
  • The actual vertical-plane rebound spin depends on the condition of the balls (surface finish and cleanliness), but the above statements are true in most cases.



HSV 7.13 Cue ball kicked off the rail with top spin



HSV 7.14 Cue ball kicked off the rail with top spin (side view)



HSV 7.15 Cue ball kicked off the rail with roll



HSV 7.16 Cue ball kicked off the rail with roll (side view)



HSV 7.17 Cue ball kicked off the rail wilh stun



HSV 7.18 Cue ball kicked off the rail with stun (side view)



HSV 7.19 Cue ball kicked off the rail with bottom spin



HSV 7.20 Cue ball kicked off the rail with bottom spin (side view)

TP 7.3 Ball-rail interaction and the effects on vertical-plane spin

TP 4.2 Center of percussion of the cue ball

Figure 7.26 Example kick shot requiring control of vertical-plane spin



Section 7.09 Masse shots

A masse shot, also called a curve shot, is a shot where the cue stick is elevated, to give the cue ball a significant amount of side and bottom English, causing the cue ball’s path to curve. Elevating the cue imparts significant English without giving the cue ball too much forward speed. The combination of the sidespin skidding of the ball and the slow forward motion allows the cue ball to curve quite dramatically. Figure 7.27 shows an example where a masse shot is required. There is neither a direct path to the 1-ball nor a reasonable kick shot opportunity. Instead, a masse shot is used to curve the cue ball path around the obstacle 2-ball. To execute the shot, the cue stick is elevated and the cue ball is struck from above, with bottom-left English (see NV 7.11). Figure 7.28 illustrates several different stances and hand bridges you can use to achieve the necessary cue stick motion. With each method, bridge stability is key. The elevated V-bridge technique (see Figure 7.28a) involves a highly elevated open bridge; it is comfortable because it is familiar to most people. But it is limited by a very small stroke length, because the bridge is so close to the cue ball. Figure 7.28b and c show alternative bridges using a closed bridge, where the hand is supported by part of your body. These bridges allow a longer stroke distance but are useful only when the cue ball is close to a rail. The keys to executing an effective masse shot are summarized in Principle 7.13.

Figure 7.27 Large-curve masse shot example

Figure 7.28 Large-curve masse shot stance and bridge options



NV 7.11 Large curve masse shot


Principle 7.13 Masse curve shot

To cause the cue ball path to curve, elevate the cue stick and stroke down on the cue ball with bottom and side English.

  • The amount of curve increases with cue stick elevation and the amount of English.
  • The amount of curve decreases with increased cue ball speed. The cue ball speed decreases with cue stick elevation, and increases with stroke force.
  • The curve is delayed with more cue ball speed (i.e., faster shots take longer to curve).
  • The cue tip must be in good condition (see Section 2.01) to achieve significant English and curve.
  • Drive the cue stick firmly into the cue bail (i.e., do not chop at the ball).

As implied in Principle 7.13, the cue stick needs to be elevated only a small amount to achieve a small amount of curve. Figure 7.29 illustrates an example where a small amount of curve can make for a relatively easy shot. In this case, the small curve is used to avoid the obstacle 2-ball. Without cue ball curve, there is no direct shot at the 1-ball, and any alternative shot (e.g., a kick shot) would be much more difficult. Figure 7.30 shows that a normal elevated open bridge can be used, because the cue stick is not elevated very much. This type of shot is fairly easy to execute with a little practice (see NV 7.12), and it is a much better alternative than attempting a long or multiple-rail kick shot.

Figure 7.29 Small-curve masse shot example

Figure 7.30 Small-curve masse shot stance and bridge



NV 7.12 Small-curve masse shot



HSV 7.21 Slight masse curve around a ball



HSV 7.22 Masse curve around a ball adjacent to a rail



Section 7.10 Jump shots

A jump shot is used to bounce the cue ball off the table, to clear an obstacle ball. Figure 7.31 illustrates and Principle 7.14 summarizes how to execute a legal jump shot. The cue stick must be elevated close to 45° and the cue ball must be struck through its center (or close to center) with fast stick speed (see HSV 7.23, HSV 7.24, and HSV 7.25). Figure 7.32 shows an example where a jump shot is the best option. The 2-ball blocks the direct path to the 1-ball, and other obstacle balls block reasonable kick-shot possibilities. Even if the other obstacle balls (besides the 2-ball) were not present, the jump shot still might be a higher percentage shot than a kick shot. The jump shot is a good alternative only if you are practiced enough to be able to execute it with confidence. An alternative to pocketing the 1-ball in Figure 7.32 with a jump shot is to use a masse shot, but you would need substantial curve to clear the 2-ball. A large-curve masse shot is extremely difficult to execute consistently, even for an experienced player with much practice.

Figure 7.31 Executing a legal jump shot



HSV 7.23 Jump shot (slight bottom spin)



HSV 7 24 Jump shot (slight top spin)



HSV 7.25 Jump shot (tip slip and stun)


Principle 7.14 Jump shot

To legally jump the cue ball over an obstacle ball, strike down through the cue ball's center at close to a 45° angle (see Figure 7.31 and NV 7.13).

  • For the best action, use a light cue stick or a special-purpose jump cue. The lighter weight allows you to get the cue stick up to speed faster. It also allows the cue stick to more easily rebound away from the cue ball, to avoid interference with the motion of the cue ball. Some manufacturers provide cue sticks specifically designed for executing jump shots.
  • Use a throwing motion with a lighter grip. Do not try to drive the cue stick through the cue ball with a firm grip. This might prevent the cue ball from clearing the cue tip on the bounce. You can use a normal stroke (see Figure 7.34a) or a dart-throwing grip and stroke (see Figure 7.34b).
  • Use more speed for a higher and longer jump.
  • Elevate the cue stick more for a quicker and shorter jump (e.g., to clear an obstacle ball closer to the cue ball).
  • A jump shot is easier on newer and thicker cloth because compression of the cloth allows the cue ball to more easily clear the cue tip when rebounding off the slate.
  • When practicing jump shots on a table that you care about, place a small, loose piece of spare cloth under the cue ball and over the table’s cloth. This will prevent the shots from permanently marking the table’s surface. You can get a spare piece of cloth from any local billiards retailer that installs or repairs tables.

Figure 7.32 Jump shot example

Figure 7.33 shows what many inexperienced players think is proper technique for a jump shot, where you hit well below the center of the cue ball, and scoop it into the air over the obstacle ball. Unfortunately, this rather easy-to-execute shot is illegal (see Section 1.03) because the resulting miscue causes a secondary impact of the cue stick with the cue ball. Figure 7.34 shows the proper technique. Figure 7.34a shows a normal grip and stroke with a regular stick. Figure 7.34b shows an alternative grip and stroke, called a dart stroke. The dart stroke allows you to achieve a "throwing" motion, with a light grip, which helps prevent the cue tip from driving through too soon and interfering with the rebounding cue ball. With practice, either stroke can be used to achieve good cue-ball height fairly consistently.

Figure 7.33 Illegal jump shot

Figure 7.34 Legal jump shot



NV 7.13 Jump shot

Refer to the Bunjee Jumper website at www.bunjeejump.com for detailed advice and instructions on how to execute various types of advanced jump shots. Using different strokes, English, and cue-stick elevation, you can vary the jump shot characteristics quite a bit.


Section 7.11 That’s all, folks

This chapter concludes the book. I hope you found the book interesting and useful, and I hope you will continue to find it valuable as a reference. Make sure you bookmark the book website (www.billiards.colostate.edu) in your Internet browser, so you can have easy access to resources posted there. I will continue to maintain and enhance the website over time. A CD-ROM is also available for purchase on the website, if you want to be able to access all of the resources quickly, and without an Internet connection. Good luck with your game and have fun!!!

Hosted by uCoz