Глава 6. Удары от бортов и абриколи (3)

Глава 6. Удары от бортов и абриколи (3)

Раздел 6.05 Эффекты винтов

Боковые винты оказывают значительное влияние на дуплеты и абриколи. Для абриколей источником бокового вращения служит винт битка. Для дуплетов, боковое вращение прицельного шара преимущественно вызвано эффектами резки (смотри Раздел 6.06). На Рисунках 6.23 и 6.24 показаны эффекты винтов двух различных направлений. Когда винт направлен в сторону отражения шара от борта (смотри Рисунок 6.23), то такой винт называют естественным или бегущим винтом. Этот тип боковых винтом приводит к увеличению или удлинению угла отражения (смотри NV 6.8). Термин "естественный" используется потому, что винт направлен в сторону отскока шара от борта (на рисунке винт обозначен стрелкой). Термин "бегущий" используется потому, что винт способствует небольшому увеличению скорости битка после отражения от борта. Когда направление бокового винта противоположно направлению отражения шара (смотри Рисунок 6.24), такой винт называется обратным боковым винтом. Этот тип бокового винта приводит к сокращению или укорочению угла отражения (смотри NV 6.8). Под действием обратного винта шар после контакта с бортом немного замедляется.

Рисунок 6.23 Эффект естественного бокового винта



NV 6.8 Абриколи с естественным и обратным боковыми винтами

Рисунок 6.24 Эффект обратного бокового винта


Принцип 6.10 Боковой винт для дуплетов и абриколей

Для ударов от бортов боковой винт изменяет угол отражения в направлении действия винта. Естественный боковой винт увеличивает угол отражения (смотри Рисунок 6.23), а обратный боковой винт - уменьшает (смотри Рисунок 6.24).

  • Под действием бокового винта теоретический угол отражения может сильно измениться.
  • Данный эффект очень трудно поддаётся контролю, так что следует быть осторожным в использовании его.
  • Боковое вращение прицельного шара может быть приобретено при соударении шаров (смотри следующий раздел) и очень часто не учитывается неопытными игроками.
  • Понимание боковых винтов особенно важно при игре от нескольких бортов (смотри Раздел 7.06).

На Рисунках 6.25 и 6.26 показано два примера, где боковые винты используются для выполнения абриколей. В первом случае выполняется прямой удар в борт, а боковой винт используется, чтобы шар отразился под углом. Во втором случае наоборот, шар ударяется в борт под непрямым углом, а отражается вследствие действия обратного винта - под прямым. В обоих случаях боковые винты используются для выполнения абриколей, которые невозможно было бы выполнить иным способом из-за наличия препятствующих шаров (смотри NV 6.10 и 6.11).

Рисунок 6.25 Использование бокового винта для создания угла отражения



NV 6.10 Использование бокового винта для создания угла отражения

Рисунок 6.26 Использование обратного бокового винта для сокращения угла отражения



NV 6.11 Использование обратного бокового винта для сокращения угла отражения



HSV 6.6 Биток, отражённый от борта с высокой скоростью и обратным боковым винтом



HSV 6.7 Биток, отражённый от борта с высокой скоростью и естественным боковым винтом



HSV 6.8 Биток, отражённый от борта с низкой скоростью и обратным боковым винтом



HSV 6.9 Биток, отражённый от борта с низкой скоростью и естественным боковым винтом



HSV 6.10 Биток, пущенный под прямым углом к борту с боковым винтом



HSV 6.11 Биток, отражённый от борта с обратным боковым винтом



HSV 6.12 Биток, отражённый от борта с естественным боковым винтом



Раздел 6.06 Эффекты резки

В Разделе 4.05 говорилось о том, что когда биток попадает в прицельный шар на резке, то имеет место быть бросок, в результате чего прицельный шар получает небольшое количество бокового винта, вызванного соударением шаров (смотри Принцип 4.15). Этим боковым винтом, как правило, можно пренебречь, но в случае с дуплетами его необходимо учитывать, потому как боковой винт оказывает значительный эффект при взаимодействии с бортами. На Рисунке 6.27 показано, что происходит при использовании внешней резки, когда биток попадает по стороне прицельного шара, противоположной направлению столкновения с бортом (смотри NV 6.12). В момент соударения шаров прицельный шар получает обратный боковой винт (в данном случае - левый винт), в результате чего угол отражения от борта становится меньше, чем ожидалось (смотри Принцип 6.10). На Рисунке 6.28 показана внутренняя резка, когда биток попадает по той стороне прицельного шара, которая направлена в сторону контакта с бортом (смотри NV 6.13). В момент соударения шаров прицельный шар получает естественный боковой винт (в данном случае - правый винт), в результате чего угол отражения от борта становится больше, чем ожидалось (смотри Принцип 6.10). При выполнении дуплетов с внутренней резкой, вы также должны быть осторожны, чтобы избежать повторного соударения битка и прицельного шара, отразившегося от борта, так как их пути пересекаются. При выполнении дуплетов с углом резки вы должны компенсировать эффекты боковых винтов, делая поправку либо в прицеливании, либо в силе удара, как указано в Принципе 6.11.

Рисунок 6.27 Дуплет с внешней резкой, создающий обратный боковой винт для прицельного шара



NV 6.12 Дуплет с внешней резкой, создающий обратный боковой винт для прицельного шара

Рисунок 6.28 Дуплет с внутренней резкой, создающий естественный боковой винт для прицельного шара



NV 6.13 Дуплет с внутренней резкой, создающий естественный боковой винт для прицельного шара


Принцип 6.11 Компенсация эффекта резки для дуплетов

И выполнении дуплетов с резкой между битком и прицельным шаром, вы должны компенсировать эффекты боковых винтов либо с помощью корректировки прицеливания (смотри Рисунки 6.27 и 6.28), либо прибегая к помощи эффектов скорости (смотри Принципы 6.6 и 6.7).

  • Для внешней резки (смотри Рисунок 6.27) вам необходимо увеличить угол резки (для увеличения угла падения), чтобы достичь требуемого угла отражения. Для внутренней резки (смотри Рисунок 6.28) вам необходимо также увеличить угол резки (для уменьшения угла падения), чтобы достичь требуемого угла отражения.
  • Передача винта от битка к прицельному шару (смотри Раздел 4.04) также может способствовать изменению угла отражения от борта (смотри HSV 6.13 и 6.14).
  • Понимание эффектов боковых винтов особенно важно при планировании ударов от нескольких бортов (смотри Раздел 7.06).



HSV 6.13 Дуплет: сильный удар с резкой и боковым винтом



HSV 6.14 Дуплет: тихий удар с резкой и боковым винтом


Раздел 6.07 Профессиональные советы по выполнению дуплетов и абриколей

Некоторые книги и многие преподаватели советуют просто отрабатывать различные варианты дуплетов до тех пор, пока вы не разовьёте интуицию, относительно силы удара и резки. Нет ничего лучше для совершенствования вашей игры, чем регулярная игровая практика, однако, я считаю, что ваши навыки исполнения дуплетов и абриколей могут быть значительно улучшены, если вы попытаетесь понять и использовать принципы, изложенные в этой главе. Потому как интуиция очень часто может ошибаться. Вам нужно всю жизнь практиковать удары от бортов, чтобы в полной мере развить свою интуицию. А понимание сути процессов может значительно улучшить ваш уровень интуиции. В этом случае научный подход потребует усилий, но поможет улучшить вашу интуицию.

При планировании ударов от бортов необходимо следовать определённым методическим процедурам, чтобы быть уверенным, что берёте во внимание все факторы.

Ниже моя рекомендованная процедура:

  • Используйте один из геометрических методов прицеливания, описанных в Разделах 6.02 и 6.03 и найдите теоретическую линию прицеливания и точку взаимодействия с бортом. Для дуплетов, я бы рекомендовал Метод равных отрезков (смотри Рисунки 6.4 и 6.10). Для абриколей, в случае близости прицельного шара к борту, я рекомендую Метод зеркального отражения (смотри Рисунок 6.14). В противном случае, используйте Метод равных отрезков для абриколей.
  • Если на пути битка или прицельного шара присутствуют препятствия, то немного скорректируйте (если это возможно) прицеливание, используя эффекты скорости, описанные в Разделе 6.04. В случае абриколей также можно использовать боковые винты (смотри Раздел 6.05). На Рисунках 6.18 и 6.20 показаны примеры, как можно использовать силу удара для изменения теоретического угла отражения. На Рисунках 6.25 и 6.26 показаны примеры использования боковых винтов для изменения теоретического угла отражения абриколей.
  • Скорректируйте прицел и выберите подходящую силу удара для компенсации эффектов резки, описанных в Разделе 6.06.

К сожалению, трудно точно определить, с какой силой нужно ударить или какое количество бокового винта необходимо, чтобы компенсировать изменение угла отражения вследствие различных эффектов, но с практикой и опытом у вас будет развиваться интуиция. Если вы будете следовать описанным выше процедурам и это войдёт у вас в привычку, то результативность ударов от бортов у вас значительно улучшится. Часто практикуясь, вы будете постепенно развивать интуиция и, возможно, со временем не нужно будет так сильно напрягать мозги. Но никогда не лишним будет проверить свою интуицию с помощью теоретических знаний, особенно при выполнении важного удара в игре.


Далее

Chapter 6. Bank and Kick Shots (2)

Section 6.05 English effects

Sidespin has a dramatic effect on kick and bank shots. For a kick shot, the source of the sidespin is cue ball English. With a bank shot, object-ball sidespin is predominantly caused by cut angle effects (see Section 6.06). Figure 6.23 and Figure 6.24 illustrate the effects of the two directions of sidespin. When the sidespin is in the rolling direction along the rail (see Figure 6.23), the sidespin is referred to as natural English or running English. This type of sidespin results in an increase or lengthening in the rebound angle (see NV 6.8). The term "natural" is used because the spin is in the rolling direction along the rail (see the spin arrow in the figure). The term "running" is used because the sidespin causes the cue ball to speed up (run) slightly after rebounding off the rail. When the sidespin is opposite the rolling direction along the rail (see Figure 6.24), the sidespin is referred to as reverse English. This type of sidespin results in a decrease in or shortening of the rebound angle (see NV 6.9). With reverse English, the ball slows down slightly when it makes contact with the rail.

Figure 6.23 Natural-English



NV 6.8 Kick shots with natural and reverse English

Figure 6.24 Reverse-English effect


Principle 6.10 Bank and kick English

With bank and kick shots, sidespin changes the rebound angle in the direction of the spin. Natural English increases the rebound angle (see Figure 6.23), and reverse English decreases the rebound angle (see Figure 6.24).

  • Sidespin can cause a large variance in the theoretical rebound angle.
  • This effect is very difficult to control, so be careful using it.
  • Object-ball sidespin caused by cut shot collision-induced spin (see the next section) is often not accounted for by inexperienced players.
  • Understanding sidespin is particularly important in multiple-rail bank shots (see Section 7.06).

Figure 6.25 and Figure 6.26 illustrate two examples where English can be used to help execute kick shots. In the first case, sidespin is used to cause a straight-on kick shot to rebound at an angle. In the second case, reverse English is used to caused an angled kick shot to rebound straight off the rail. In both cases, the sidespin is used to execute kick shots that would not have otherwise been possible due to the obstacle balls (see NV 6.10 and NV 6.11).

Figure 6.25 Using sidespin to create a kick angle



NV 6.10 Using sidespin to create an angled kick shot

Figure 6.26 Using reverse English to shorten a kick shot



NV 6.11 Using reverse English to shorten a kick shot



HSV 6.6 Cue ball kicked off a rail with fast speed and reverse English



HSV 6.7 Cue ball kicked off a rail with fast speed and natural English



HSV 6.8 Cue ball kicked off a rail with slow speed and reverse English



HSV 6.9 Cue ball kicked off a rail with slow speed and natural English



HSV 6.10 Cue ball kicked straight into a rail with side English



HSV 6.11 Cue ball kicked off a rail with reverse English



HSV 6.12 Cue ball kicked off a rail with natural English



Section 6.06 Cut angle effects

In Section 4.05, it was shown that when the cue ball hits an object ball with a cut angle, the throwing action gives the object ball a small amount of sidespin, called collision-induced English (see Principle 4.15). This sidespin can normally be neglected; but with bank shots it must be taken into consideration because sidespin-rail interaction produces a significant effect. Figure 6.27 shows what happens with an outside cut, where the cue ball strikes the object ball on the side opposite the banking direction (see NV 6.12). The cue-ball throwing action imparts reverse English to the object ball (in this case, left sidespin) causing the rebound angle to be smaller than expected (see Principle 6.10). Figure 6.28 shows an inside cut, where the cue ball strikes the object ball on the same side as the banking direction (see NV 6.13). An inside cut imparts natural English to the object ball (in this case, right sidespin) causing the rebound angle to be larger than expected (see Principle 6.10). With inside-cut bank shots, you must also be careful to avoid collision of the cue ball with the rebounding object ball, because their paths can cross. When shooting a bank shot with a cut angle on the object ball, you must compensate for the sidespin effects by either adjusting your aim or your speed, as summarized in Principle 6.11.

Figure 6.27 Bank outside cut, creating reverse English



NV 6.12 Bank outside cut, creating reverse English

Figure 6.28 Bank inside cut, creating natural English



NV 6.13 Bank inside cut, creating natural English


Principle 6.11 Bank cut angle compensation

When shooting a bank shot with a cut angle on the object ball, you must compensate for the sidespin effects by adjusting either your aim (see Figure 6.27 and Figure 6.28) or your speed (see Principle 6.6 and Principle 6.7).

  • With an outside cut (see Figure 6.27), you need to increase your cut angle (increasing the bank approach angle) to achieve the expected rebound angle. With an inside cut (see Figure 6.28), you also need to increase your cut angle (decreasing the bank approach angle) to achieve the expected rebound angle.
  • Object ball sidespin due to English transfer (see Section 4.04) can also contribute to rebound angle deflection (see HSV 6.13 and HSV 6.14).
  • Understanding the effects of sidespin is particularly important when planning multiple-rail bank shots (see Section 7.06).



HSV 6.13 Ball banked fast into the rail with a cut angle and English



HSV 6.14 Ball banked slowly into the rail with a cut angle and English


Section 6.07 Bank- and kick-shot advice

Some books, and many instructors, advise just practicing a variety of bank shots over and over again, until you develop intuition for using speed and angles appropriately. There is nothing better for your game than frequent practice; however, I believe that your bank- and kick-shot success can be greatly improved if you try to understand and utilize the principles in this chapter. Because of all of the factors that can come into play with bank and kick shots, your intuition might often be wrong. You would need to practice bank shots for a lifetime to develop your intuition completely. Applying an understanding of the fundamentals can greatly improve upon your level of intuition. In this case, science is worth the effort and can help improve your intuition.

When planning a bank or kick shot it is wise to follow a methodical procedure to ensure that you take everything into consideration.

Following is my recommended procedure:

  • Use one of the geometric aiming methods described in Section 6.02 and Section 6.03 to find the theoretical aiming line and rail-contact point. For bank shots, I recommend the equal rail distance methods (see Figure 6.4 and Figure 6.10). For kick shots where the object ball is close to the kick rail, I recommend the mirror-image method (see Figure 6.14). Otherwise, use the equal separation-distance method (see Figure 6.15).
  • If there are obstacle balls in the path of the cue ball or object ball, adjust your aim slightly, if possible, and compensate with speed, based on the effects described in Section 6.04. In the case of kick shots, English can also be used to compensate (see Section 6.05). Figure 6.18 and Figure 6.20 show examples of how to use speed to alter the theoretical rebound angle. Figure 6.25 and Figure 6.26 show examples of how to use English to alter the rebound angle for kick shots.
  • Adjust your aim or adjust your shot speed to compensate for cut-shot spin effects, as described in Section 6.06.

Unfortunately, it is difficult to know exactly how much speed or English to use to compensate for changes in aiming direction, but you will develop this intuition with practice and experience. If you practice with the procedure above and make it part of your routine, your success with bank and kick shots should improve dramatically. With frequent practice, you will develop intuition and might not need to think about these shots as much. But it is still prudent to check your intuition with your understanding of principles, especially if you are facing a critical shot in a game.

Hosted by uCoz