Глава 5. Игра по выходу и стратегия (2)

Глава 5. Игра по выходу и стратегия (2)

Раздел 5.03 Область забития

В предыдущем разделе были представлены различные методы, которые могут быть использованы для достижения хорошего выхода. Часто, есть много мест на игровом столе, где можно оставить биток и это будет считаться хорошей позицией. Как же выбрать лучшее место, куда попытаться поставить биток? Некоторые варианты расположения битка приводят к более лёгким ударам, чем другие варианты, но окончательное решение должно учитывать не только позицию для следующего удара. Вы также должны учитывать насколько сложно сделать тот или иной выход и выбирать удар не слишком сложный, в идеале - с большим пределом допустимой погрешности. На Рисунке 5.10 показан пример, где эти идеи очень важны. На рисунке показана концовка партии в "Восьмёрку", где вы забили сплошной шар и на столе остался лишь один сплошной шар, прежде чем выходить на "восьмёрку". Очевидно, что вы хотите забить последний шар в левую верхнюю угловую лузу и сделать выход для простого сыгрывания шара "8". На Рисунке 5.11 изображена (как я называю) область забития. Заштрихованная область показывает все места, откуда "восьмёрка" забивается в правую нижнюю угловую лузу (без абриколей и дуплетов, о которых пойдёт речь в Главе 6). Таким образом, после забития шара в верхнюю левую угловую лузу, вы должны убедиться, что оставили биток где-либо в области забития, чтобы иметь возможность забить шар "8". Но какое место в области забития лучшее???

Рисунок 5.10 Пример удара с несколькими вариантами выхода

Рисунки 5.12, 5.13 и 5.14 показывают различные варианты ударов, приводящих к забитию последнего сплошного шара, и приводящих биток в область забития. На Рисунке 5.12 показан пример очень плохого выбора удара. Во-первых, потому, что биток отражается от двух бортов, и в этом ударе трудно контролировать скорость битка и углы отражения от бортов. Во-вторых, потому что путь битка покидает область забития дважды (и может покинуть снова, если ударить слишком сильно), и вы рискуете оставить биток в позиции, откуда не будет сыгрываться "восьмёрка" (смотри Принцип 5.9). И наконец, даже если выйти точно в показанную на рисунке позицию, вам всё равно придётся выполнить достаточно сложный удар по резке, чтобы выиграть игру.

Рисунок 5.11 Область забития

Рисунок 5.12 Пример плохого выхода и сложного удара


Принцип 5.9 Оставайтесь в области забития

При игре по выходу старайтесь, чтобы биток, в течении своего движения, не покидал области забития следующего шара.

  • Если биток покидает область забития (например как на Рисунке 5.12), в случае неточности выбора размера удара вы рискуете получить "неиграемый" шар.

На Рисунке 5.13 показан еще один пример плохого выбора удара. Опять же, биток покидает область забития и контроль размера удара является критическим. Использование левого бокового винта увеличивает сложность удара и несёт в себе все потенциальные проблемы, связанные с использованием боковых винтов (смотри Главу 4). При выборе данного варианта удара, существует также шанс уронить биток в среднюю лузу или попасть в один из полосатых шаров, что может привести к непредсказуемым результатам. Если всё же удар выполнен отлично, то биток остаётся в великолепной позиции для лёгкого забития "восьмёрки", однако удар содержит слишком много риска.

Рисунок 5.13 Пример прекрасного выхода в результате рискованного и сложного удара

На Рисунке 5.14 показан лучший удар из этой серии примеров. Биток ударяется мягко без использования винтов, что делает удар очень лёгким для контроля. Кроме того, биток не покидает области забития, даже если вы сильно ошиблись в силе удара и угле резки. Большой круг на рисунке иллюстрирует допустимый предел погрешности. Фактический предел погрешности даже больше, чем круг, потому что пока биток остаётся в области забития (даже за пределами круга), вы всё ещё имеете возможность сыгрывания шара "8". Если вы остановите биток в показанном кругу, то удар по "восьмёрке" будет не таким простым, как удар, показанный на Рисунке 5.13, но, опять же, при исполнении удара на Рисунке 5.13 риск слишком велик. Принцип 5.10 обобщает приведённые здесь примеры.

Рисунок 5.13 Пример хорошего выхода в результате безопасного и лёгкого удара


Принцип 5.10 Лучшая точка в области забития

Когда вы делаете выход для следующего удара, стремитесь поставить биток в безопасную позицию в области забития, где большой предел допустимой погрешности (смотри Рисунок 5.14).

  • Не пытайтесь всегда сделать следующий удар максимально простым (смотри Рисунок 5.13).
  • Старайтесь, чтобы биток не покидал область забития (смотри Принцип 5.9).
  • Смотри Раздел 3.05 для получения информации о том, как оценить сложность удара из различных положений применительно к области забития.

При попытке сделать выход знайте, что сложность удара резко возрастает, если биток находится близко с бортом или стоит на борту (смотри Рисунок 5.15). Как указано в Принципе 5.11, возникает ряд недостатков, так как борта "скрывают" часть битка, следовательно необходимо поднимать кий.

Рисунок 5.15 Удерживаем биток подальше от борта


Принцип 5.11 Удерживаем биток подальше от бортов

При прочих равных условиях, удар, когда биток находится близко с бортом (или на борту), является намного более сложным, чем удар по битку, находящемуся далеко от бортов (смотри Рисунок 5.15).

  • Вы должны поднять кий для обеспечения прочного контакта с битком, что делает прицеливание более трудным и может привести к эффекту дуги, вызванной боковым винтом (смотри Принцип 4.10).
  • Вы должны использовать приподнятый ручной мост с использованием борта, который является не таким стабильным, как обычный ручной мост (смотри Раздел 2.03).
  • Вам не доступны все варианты использования винтов, потому что вы не имеете доступ целиком к битку.
  • Биток будет иметь (естественный) накат, если вы не поднимете кий и не выполните твёрдый удар в нижнюю часть шара, что довольно сложно исполнить.


Раздел 5.04 Группировки шаров

При игре в "Восьмёрку" одна основная стратегия, которая помогает спланировать серию, - это поиск и использование группировок шаров. Группировка шаров представляет собой набор из двух или более шаров определённого типа (сплошные или полосатые) в одном районе стола, что позволяет выполнить серию лёгких ударов с большой вероятностью успеха. Поиск группировок шаров позволяет вам разделить одну большую серию на несколько небольших локальных серий. На Рисунке 5.16 показан пример макета стола, где может быть применён данный метод. Игрок, забивающий сплошные шары, должен забить все оставшиеся семь шаров, но с помощью группировки шаров выполнение серии может показаться гораздо более управляемо. Вместо того, чтобы думать: "Я должен забить все семь шаров", вы можете подумать: "Всё, что необходимо сделать, это забить группу из четырёх шаров в самом низу стола, будучи уверенным, что оставил угол при сыгрывании последнего шара необходимый, чтобы переместиться в верхнюю часть стола, а затем забить группу из трёх шаров в верхней части стола".

Рисунок 5.16 Пример макета стола с группировками шаров

Рисунок 5.17 показывает, как легко может быть забита первая группа шаров. Шар "1" забивается с помощью прямого клапштоса. Мягкий удар в центр битка используется для забития шара "2" для выхода на шар "3". Мягкий удар по шару "3" приводит к выходу на шар "4". Обратите внимание, что для удара по "четвёрке" оставляется угол, чтобы легче переместить биток в верхнюю часть стола для сыгрывания второй группировки шаров, изображённой на Рисунке 5.18. Верхний левый винт используется для достижения траектории движения битка, показанной на рисунке. На Рисунке 5.19 показано, как будет сыгрываться вторая группировка шаров. Шары "5", "6" и "7" легко забиваются тихими и средними ударами, каждый из которых ведёт к хорошему выходу для следующего удара. Обратите внимание, что для забития "семёрки" оставляется угол, который поможет сделать хороший выход на "восьмёрку" для достижения лёгкой победы.

Рисунок 5.17 Забитие первой группировки шаров

Рисунок 5.18 Выход в верхнюю часть стола для сыгрывания второй группировки шаров

Рисунок 5.19 Забитие второй группировки шаров

Одно из огромных преимуществ забития шаров с учётом группировок - в большинстве ситуаций достаточно большой допустимый предел погрешности. Причиной этого является то, что области забития для всех шаров (смотри предыдущий раздел) часто пересекаются и покрывают большую часть стола внутри и вокруг группировки шаров. Таким образом, вы можете поставить биток в любом месте рядом с группировкой шаров и иметь возможность выполнить хороший удар. Рисунок 5.20 иллюстрирует хороший пример группировки из трёх шаров, при условии, что вы играете в "Восьмёрку". Области забития для этих трёх шаров покрывают большую часть стола. Это позволяет легко подкатить биток к группе шаров, так как вы будете иметь возможность выполнить удар практически из любого положения. Наилучшее направление подхода битка к группировке шаров показано на рисунке. При таком подходе биток остаётся в зоне пересечения областей забития, что даёт больше возможностей для вашего первого удара. Кроме того, независимо от того, как плохо вы чувствуете размер удара, вы гарантированно будете иметь удар, так как биток никогда не покидает область забития. Как сказано в Принципе 5.12, лучшее место для приближения битка к группировке шаров - это центр зоны пересечения областей забития. Два рекомендованных целевых положения битка показаны на рисунке.

Рисунок 5.20 Пересечение областей забития для группировки шаров


Принцип 5.12 Цельтесь в пересечение областей забития

При приближении битка к группировке шаров, цельтесь в центр зоны пересечения областей забития (смотри Рисунок 5.20).

  • Эта стратегия выхода максимизирует шансы на наличие хорошего удара с достаточно большим допустимым пределом погрешности. Она также предоставляет вам варианты выбора, так как на игре, вероятно, будет находится более, чем один шар.



Далее

Chapter 5. Position Play and Strategy (2)

Section 5.03 The makable region

The previous section presented various techniques that can be used to achieve good position from one shot to the next. Often, there are many places you can leave the cue ball that would be considered good positions. So how do you choose the best place to try to leave the cue ball? Some placements will result in easier shots than others; but in deciding where to leave the cue ball, you must consider more than just the position for the next shot. You must also consider the difficulty in reaching each possible position and choose a shot that will not be too difficult—ideally, with a large margin of error. Figure 5.10 shows an example where these ideas are important. The figure shows the end of an 8-ball game where you are shooting solids and have only one more ball to pocket before attempting the 8-ball. Obviously, you want to pocket the ball in the top-left corner pocket and leave the cue ball in a position from which you can easily pocket the 8-ball. Figure 5.11 illustrates what I call the makable region. The shaded region shows all the places from where the 8-ball can be pocketed in the bottom-right corner pocket (without using kick or bank shots, which are described in Chapter 6). Therefore, after pocketing the ball in the top-left corner pocket, you need to make sure the cue ball ends up somewhere in the makable region, so the 8-ball can be pocketed. But where is the best place to target within the makable region?

Figure 5.10 Example shot with several position play alternatives

Figure 5.12, Figure 5.13, and Figure 5.14 illustrate various shots that will pocket the last solid and leave the cue ball in the makable region. Figure 5.12 shows an example of extremely poor shot selection. First, because the cue ball bounces off two rails, it is difficult to control the speed and the rebound angles of the shot. Second, because the cue ball path leaves the makable region twice (and can leave it again if the shot speed is too fast), you risk leaving the cue ball in a place where you cannot pocket the 8-ball (see Principle 5.9). Finally, even if you leave the cue ball in the exact position shown, you still have a fairly difficult cut shot to win the game.

Figure 5.11 The makable region

Figure 5.12 Example of poor position and a difficult shot


Principle 5.9 Stay in the makable region

When playing for position for the next shot, try to have the cue ball remain, during its entire motion, in the makable region for the next shot.

  • If the cue ball leaves and enters the makable region (e.g., see Figure 5.12), you risk leaving yourself with an unmakable shot if your speed control is not precise.

Figure 5.13 shows another example of poor shot selection. Again, the cue ball leaves the makable region and speed control is critical. Left English is also being used, which increases the difficulty factor and introduces all the potential pitfalls that come with using English (see Chapter 4). With this shot, there is also a chance of scratching in the side pocket or hitting one of the stripes, which can lead to unpredictable results. If this shot is executed perfectly, the cue ball is left in a great place to pocket the 8-ball with ease; however, there is too much risk involved.

Figure 5.13 Example of great position from a risky and difficult shot

Figure 5.14 shows the best shot for this example. The cue ball is hit softly with no English, making the shot very easy to control. Also, the cue ball never leaves the makable region, even if there is a large error in the speed or angle of the shot. The large circle in the figure illustrates the margin of error. The actual margin of error is even larger than the circle implies because as long as the cue ball is left anywhere in the shaded region (even outside of the circle shown), you can still pocket the 8-ball. If you leave the cue ball within the circle shown, the shot on the 8-ball is not as easy as the shot resulting from executing the Figure 5.13 shot perfectly; but again, the risk level is too high with the Figure 5.13 shot. Principle 5.10 summarizes the results of this example.

Figure 5.14 Example of good position from a safe and easy shot


Principle 5.10 The best spot in the makable region

When playing for position for the next shot, try to aim for a safe portion of the makable region, where there is a large margin of error (see Figure 5.14).

  • Do not always play for the easiest follow-on shot (see Figure 5.13).
  • Try not to leave the makable region during the shot (see Principle 5.9).
  • See Section 3.05 for information on how to assess shot difficulty from different regions within the makable region.

When trying to position the cue ball for a shot, be aware that when the cue ball is close to or against a rail, the difficulty of the shot increases dramatically (see Figure 5.15). As summarized in Principle 5.11, because the rail partially hides the cue ball, and because the cue stick needs to be elevated, several disadvantages arise.

Figure 5.15 Keep the cue ball away from the rail


Principle 5.11 Keep the cue ball away from the rail

Everything else being the same, when the cue ball is close to or against a rail, the shot is much more difficult than if the cue ball were away from the rail (see Figure 5.15).

  • You have to elevate the cue stick to provide solid contact with the cue ball; this makes it more difficult to aim and can lead to English curve (see Principle 4.10).
  • You have to use an elevated, extended-rail hand bridge, which is not as stable as a normal hand bridge (see Section 2.03).
  • You do not have as many choices for English, because you do not have full access to the cue ball.
  • The cue ball will have normal roll or follow, unless you elevate the cue stick and use a firm downward draw stroke, which is difficult to execute consistently.


Section 5.04 Ball groupings

In the game of 8-ball, one basic strategy that can help in planning how to run a table is looking for and exploiting ball groupings. A ball grouping is a set of two or more balls of the same type (stripes or solid), in the same general area of the table, that can be easily pocketed in sequence with high-percentage shots. Looking for ball groupings allows you to divide a run of many balls into separate runs of smaller numbers of balls. Figure 5.16 shows an example table layout where this technique can be applied. The solids player has all seven balls remaining, but by dividing the balls into groupings, running the table can seem a lot more manageable. Instead of thinking, "I have to pocket all seven balls," you can think, "All I have to do is pocket the grouping of four balls at the tail end of the table, being sure to leave angle on the last ball to get up-table, and then pocket the grouping of three balls at the head end of the table".

Figure 5.16 Example table layout with ball groupings

Figure 5.17 illustrates how the first cluster can be easily pocketed. The 1-ball is pocketed with a stop shot. A soft center-hit is used on the 2-ball shot, to set up for a soft shot on the 3-ball, to set up for the 4-ball. Note how an angle is left for the 4-ball shot to make it easier to get up-table for the second ball grouping, as illustrated in Figure 5.18. Top-left English is used to achieve the cue-ball trajectory shown. With the resulting cue ball position, Figure 5.19 illustrates how the second grouping of balls can be pocketed. The 5-ball, 6-ball, and 7-ball are all easily pocketed with soft to medium speed shots, each leading to good position for the subsequent shot. Note how an angle is left on the 7-ball to help achieve good position on the 8-ball, for an easy victory.

Figure 5.17 Pocketing the first grouping of balls

Figure 5.18 Getting up-table for the second grouping of balls

Figure 5.19 Pocketing the second grouping of balls

One huge advantage of shooting within a ball grouping is that your margin of error can often be quite large. The reason for this is that the makable regions for all of the balls (see the previous section) often overlap and cover a large area of the table, within and around the grouping. Therefore, you can leave the cue ball almost anywhere within the grouping and still be able to make a good shot. Figure 5.20 illustrates a good example for a grouping of three balls, assuming you are playing 8-ball. The makable regions for the three balls cover much of the table. This makes it easy to approach the grouping with the cue ball, because you will have a shot from almost any position. The best direction from which to approach the ball grouping is illustrated in the figure. With this approach, the cue ball remains in the areas of makable-region overlap, giving you more options for your first shot. Also, regardless of how poor your speed control is, you are guaranteed to have a shot, because the cue ball will never be outside of a makable region. As Principle 5.12 summarizes, the best place to aim when approaching a ball grouping is the center of the region of overlap of makable regions. Two recommended cue-ball target positions are illustrated in the figure.

Figure 5.20 Overlap of makable regions in a ball grouping


Principle 5.12 Aim for makable-region overlaps

When approaching a ball grouping, aim for the center of the area of overlap of makable regions (see Figure 5.20).

  • This positioning strategy maximizes your chances for having a good shot, with a fairly large margin of error. It also gives you options, because you will likely have a shot at more than one ball.
Hosted by uCoz